Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Бензиновый стоп-кран: надолго ли снизились цены на топливо

Нефтяники приступили к выполнению договоренностей с правительством
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

После подписания соглашения о заморозке на топливном рынке многие нефтяные компании отрапортовали о снижении оптовых цен. На утро четверга бензин АИ-92 на бирже подешевел на 2,5%, до 48,19 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 5,2%, до 50,6 тыс. рублей, а дизель упал в цене на 2,1%, до 57,4 тыс. руб. за тонну. Достигнутые договоренности с кабмином — это не решение проблемы, а только отсрочка, считают эксперты. По их прогнозам, в России может возникнуть дефицит топлива из-за большей привлекательности для нефтяников в поставках на экспорт. Если же они сфокусируются на внутреннем рынке, убытки компаний могут составить 150 млрд рублей в год.

Снизят цены

В нефтяных компаниях «Известиям» сообщили, что после подписания документа с правительством они уже приступили к его реализации. В частности, в «Лукойле» и «Газпромнефти» начали снижать цены.

— Следуя рекомендациям Минэнерго и ФАС России, с 1 ноября 2018 года компания меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности, — отметили в пресс-службе «Лукойла».

В «Газпромнефти» заявили «Известиям», что мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо снизили с 1 ноября в среднем до 15%. В компании добавили, что в полном объеме выполняют все обязательства в рамках предыдущих договоренностей с правительством. В частности, цены на топливо на АЗС сети «Газпромнефть» сохраняются на уровне мая 2018 года, и компания не планирует их изменять в ближайшее время, добавили в пресс-службе.

В «Татнефти» также сказали, что достигнутое соглашение с кабмином фиксирует договоренности, достигнутые еще в мае 2018 года. Речь идет о стабилизации внутрироссийских розничных цен на топливо и увеличении его поставок на внутренний рынок.

— Компания поддерживает инициативу правительства и сделает всё от нее зависящее для обеспечения национальной экономики нефтью и качественными нефтепродуктами, — пояснили в пресс-службе «Татнефти».

В «Роснефти» не стали комментировать цены, но отметили, что поддерживают действия кабинета министров по стабилизации рынка нефтепродуктов. «По итогам совещания, проведенного вице-премьером Дмитрием Козаком, состоявшегося конструктивного диалога, направленного на преодоление временной нестабильности, сложившейся на рынке нефтепродуктов, «Роснефть» поддержала предложенное правительством решение. Соответствующие документы подписаны и направлены в правительство», — отметили в пресс-службе.

В Нефтегазхолдинге (группа ННК) «Известиям» также сказали, что подписали соглашение и направили документ в адрес Минэнерго и ФАС.

Неизбежный дефицит

Эксперты говорят, что достигнутые договоренности с правительством — это не решение проблемы, а его отсрочка.

— Механизм ручного регулирования государством не может продержаться долго. Он приведет к дефициту: компании перестанут производить для внутреннего рынка, — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Помимо переориентации на экспорт, дефицит будет вызван ограничением прироста поставок на внутренний рынок, оговоренным в соглашении, добавил ведущий эксперт Союза нефтегазпромышленников России Рустам Танкаев.

— Потребление в России сейчас низкое — в четыре раза ниже потенциального объема, но оно постепенно растет. Если спрос будет увеличиваться быстрее, а цены останутся зафиксированы, это приведет к возникновению «черного рынка» к июню 2019 года, — прогнозирует эксперт.

По его оценке, при сохранении цен на топливо на уровне июня 2018 года нефтяные компании будут терпеть 150 млрд рублей убытков в год при получении двух рублей убытка с проданного в России литра бензина и дизельного топлива. Эксперт опасается остановки модернизации нефтеперерабатывающих заводов и падения качества топлива.

Повышение НДС с 18 до 20%, рост НДПИ и акцизов подстегнет рост цен в 2019 году, уверены эксперты. «Если НДПИ благодаря закону о налоговом маневре будет более или менее демпфирован, то как быть с ростом акцизов и НДС, не понятно», — отметил Игорь Юшков.

В Независимом топливном союзе «Известиям» сообщили об угрозе взрывного роста цен на фоне новых налоговых обязательств и рисков ослабления рубля. Государство будет опасаться социальных волнений, поэтому, вероятнее всего, повышение цен на топливо будет растянуто во времени, не согласен Игорь Юшков. По его словам, можно ожидать повторного совещания с нефтяными компаниями в правительстве накануне нового года.

Логичным шагом со стороны правительства был бы отказ от повышения акцизов в следующем году, резюмируют эксперты. По итогам совещания, которое прошло в среду, вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в 2019 году не превысит среднегодовой уровень инфляции и составит не более 4,6%. Чиновник пояснил, что при этом увеличение стоимости топлива должно быть равномерным, без резких колебаний.

 

Прямой эфир