Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
«Адмирал Кузнецов»: удар ниже ватерлинии
2018-10-30 18:47:36">
2018-10-30 18:47:36
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Причины аварии, в результате которой затонул один из крупнейших в мире плавучих доков, ПД-50, а тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» получил повреждения, установит комиссия, в которую вошли представители Военно-морского флота. Как рассказали «Известиям» несколько источников в главкомате ВМФ, перед ней стоит три задачи: выяснить, что именно произошло, оценить ущерб, который получил «Адмирал Кузнецов», и понять, как поднимать затонувший ПД-50. Комиссия должна определить, почему не сработали резервные дизель-электрогенераторы на доке, пояснил «Известиям» экс-начальник Главного штаба ВМФ адмирал Валентин Селиванов. Также обследованием затонувшего плавдока займутся водолазы аварийно-спасательной службы Северного флота. В этой работе им помогут подводные беспилотники.

Километры корабельных коридоров

Военные моряки и представители промышленности продолжают осматривать ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на предмет повреждений после аварии плавучего дока ПД-50. Чтобы получить точную картину состояния крейсера, они обследуют внутренние помещения общей протяженностью в несколько десятков километров. Кроме того, комиссии по расследованию причин случившегося предстоит ответить на три основных вопроса, главный из которых — что случилось с системами резервного электроснабжения плавучего дока.

Первоначально сообщалось, что причиной нештатной ситуации стал сбой подачи электроэнергии от городской сети. Но позже в компании «Россети» заявили, что отключений в ночь на вторник не было, и сети, питающие подстанцию завода, работали в штатном режиме.

Плавучий док ПД-50

Плавучий док ПД-50

Фото: wikimapia.org

К работам привлечены водолазы аварийно-спасательной службы Северного флота и подводные беспилотники. По словам источника «Известий» в главкомате ВМФ, водолазы уже осмотрели подводную часть «Адмирала Кузнецова». Во время нерасчетного спуска на воду он получил несколько ударов. Часть из них пришлась ниже ватерлинии. По предварительным данным, с внешней стороны там обошлось без серьезных повреждений. Теперь надо понять, не было ли повреждений внутри корабля. Поэтому команде предстоит осмотреть все палубы по периметру. Особенно непросто процесс будет проходить на нижних палубах. Там находятся складские помещения, места для размещения личного состава и оружия и технических средств морской пехоты. Многие помещения на этих палубах опечатаны и не открывались с советских времен.

По предварительной версии, причиной аварии стал отказ бортового электрического оборудования. По словам экс-начальника Главного штаба ВМФ адмирала Валентина Селиванова, когда плавучий док и корабль находятся возле берега, они питаются от городской сети. Но на доке есть и собственные дизель-электрогенераторы. И во время таких энергозатратных и ответственных мероприятий, как погружение и всплытие, свои источники энергии тоже должны быть задействованы. Они должны находиться в готовности на случай перебоев с подачей электричества с берега. Почему они не сработали — главный вопрос, который предстоит выяснить комиссии.

— Необходимо выяснить, что случилось с резервными дизель-электрогенераторами, — пояснил «Известиям» Валентин Селиванов. — Их мощностей достаточно, чтобы док был полностью автономен. Энергия подключается с берега, чтобы экономить моторесурс дизельных генераторов. Но во время погружения и всплытия дока они должны работать или хотя бы находиться в готовности.

Погружение не по плану

Нештатная ситуация произошла в ночь на вторник в Мурманске. Плавучий док ПД-50 совершал погружение, чтобы поставить на воду находившийся в нем тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», который сейчас ремонтируется. Насосы работали от электроэнергии, поступавшей с берега. Из-за резкого прекращения электроснабжения они отключились, и потоки воды начали неконтролируемо заливать цистерны дока. ПД-50 накренился и начал с большой скоростью уходить под воду. «Адмирал Кузнецов» встал на воду в нерасчетном режиме, но не потерял остойчивости. Буксиры увели ТАВКР на 35-й судоремонтный завод в Мурманске.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» у причала судоремонтного завода

Фото: РИА Новости/Павел Львов

Когда вода начала резко поступать в цистерны ПД-50, он стал раскачиваться с большим креном. Поэтому, прежде чем встать на воду, «Адмирал Кузнецов» бился о стенки дока. Из-за сильного крена и ударов с ПД-50 упали два подъемных крана. Один из них рухнул на летную палубу ТАВКР. Как раз в месте падения в палубе были сделаны вырезы для выгрузки и загрузки оборудования в трюме. Тем не менее кран сделал в корабле пробоину размером примерно 4 × 5 м. Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов заявил, что повреждение может быть устранено «легко и быстро» и на сроки ремонта корабля не повлияет. Проблема, однако, в том, что если «Адмиралу Кузнецову» нужно будет еще раз зайти в док, неизвестно, где можно провести такую операцию, добавил Алексей Рахманов.

В результате резкого затопления дока несколько работников оказались в воде. Четыре человека были подняты и доставлены в больницы, один числится пропавшим без вести. Один из пострадавших — в крайне тяжелом состоянии, врачи борются за его жизнь.

Поиски ответственных

Следователи СК возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 216 УК РФ («Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека»). «В ходе производства следственных действий будут устанавливаться причины возникновения крена плавучего дока. Кроме того, следствием будет дана юридическая оценка действиям работодателя по обеспечению безопасности работников дока», — заявили в Северо-Западном следственном управлении на транспорте СК РФ.

ПД-50 принадлежит 82-му судоремонтному заводу. По данным «Спарк-Интерфакс», акционерное общество АО «82-й СРЗ» с уставным капиталом более 700 млн рублей было зарегистрировано 29 июля 1992 года в поселке Росляково (Мурманская область). Основной вид деятельности компании — ремонт и техническое обслуживание судов и лодок, строительство кораблей, судов и плавучих конструкций, перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами, производство электромонтажных работ. Деятельность 82-го СРЗ связана с обеспечением военной безопасности. Минобороны владеет 0,00010% акций завода. 99,99% — у ООО «РН-Актив». В прошлом году завод принес 42,5 млн рублей чистой прибыли.

Автомобиль Генеральной прокуратуры РФ у здания 82-го судоремонтного завода

Автомобиль Генеральной прокуратуры РФ у здания 82-го судоремонтного завода

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

Завод, долгое время бывший государственным предприятием, в начале 2010-х годов был приватизирован и в настоящее время через компанию «РН-Актив» принадлежит «Роснефти».

Завод был передан «Роснефти» в 2015 году. Предполагалось, что на его основе будет создана база для осуществления шельфовых проектов. Кроме того, считалось, что передача на баланс крупной коммерческой компании позволит сохранить завод как базу судоремонта для ВМФ.

Глава ОСК Алексей Рахманов заявил, что корпорация может подать иск к 82-му судоремонтному заводу на сумму ущерба, причиненного «Адмиралу Кузнецову».

— Мы считаем, что всяческие заявления и комментарии до момента, пока не закончится работа межведомственной комиссии, которая установит причины происшествия, некорректны и излишни. Это создает нездоровую суету, — заявил пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, отвечая на вопрос «Известий» о позиции компании по поводу иска. 

В декабре 2011 года на этом же самом судоремонтном заводе в Росляково, и опять на ПД-50, случилась другая нештатная ситуация: пожар на атомной подлодке К-84 «Екатеринбург», в результате которого пострадали девять человек.

Справка «Известий»

Плавучий док ПД-50 — один из крупнейших в мире. Он предназначен для ремонта крупнотоннажных кораблей, подводных стратегических ракетоносцев и транспортных судов водоизмещением свыше 25 тыс. т. Полное водоизмещение плавучего дока — 215,86 тыс. т, грузоподъемность — 80 тыс. т. Построен по заказу ВМФ СССР на верфи Gotaverken Arendal в Швеции, передан заказчику в 1980 году. В октябре 2001 года док перевозил АПЛ «Курск», поднятую после катастрофы в Баренцевом море.