Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Миллионы людей прошли через ГУЛАГ и стали жертвами террора, ложных обвинений и политических репрессий, которые прокатились по нашей стране в прошлом веке. Сегодня отмечается день их памяти. Музей истории ГУЛАГа к дате анонсирует открытие новой постоянной экспозиции и ее мультимедийную часть — личные истории свидетелей эпохи. Предметы лагерного быта, аудио и видеоматериалы позволят посетителям пережить события вместе с узниками. Истории будут звучать от первого лица и голосами артистов спектаклей Театра Наций. Рассказ истории страны через судьбы людей позволит посетителям прочувствовать всю трагичность тех событий, считает директор музея Роман Романов. «Известия» рассказывают о судьбах репрессированных на основе материалов музея.

Карцер за Вагнера

Елена Маркова, бывшая узница (95 лет):

«В августе 1941 года немцы захватили Донбасс. Мне было 17 лет. Зимой 1943-го во время прорыва фронта наш город временно был освобожден советскими войсками. Во время уличных боев я начала подбирать раненых красноармейцев, а потом осталась работать в госпитале. Через неделю город опять захватили немцы. Мне удалось укрыть у местного населения легкораненых. Сотрудники госпиталя попросили меня, как местную, устроиться на немецкую биржу труда и раздобыть удостоверения для скрывавшихся красноармейцев. Мне удалось достать документы и всех спасти. А когда город был освобожден, за работу на немцев меня приговорили к 15 годам каторжных работ. Мама написала начальнику госпиталя письмо с просьбой о помощи. Тот ответил: «В данное время всякие хлопоты по делу Лены напрасны». А в конце добавил: «Своей жизнью отчасти обязан я Лене».

Елена Маркова

Фото: пресс-служба Музея истории ГУЛАГа

Перед этапом на Север мне не разрешили свидание с мамой. Только передали от нее продукты и густой гребешок. Я попала в каторжное отделение Воркутлага на тяжелые работы в угольных шахтах. Мужчин направляли в забой. А вагонетки с углем весом около тонны толкали женщины. Почти ежедневно кого-то давило насмерть. Я пыталась сопротивляться превращению в тупое бездуховное существо. Единственное, что оставалось, — беседа с близким по духу собратом. Однажды за разговор о немецком композиторе Вагнере меня обвинили в пропаганде фашизма и заключили в карцер».

Отец по переписке

Инна Железовская, дочь политзаключенного Бориса Железовского (88 лет):

«Арестовали отца ночью, когда я спала. Утром мама сказала, что он уехал в командировку. Однажды поздно вечером к маме приехала родственница. Они обсуждали, как доказать, что мой папа не «враг народа». Я еще не спала, но притворилась спящей и всё поняла. Мне было 8 лет.

Железовская Инна Борисовна

Фото: пресс-служба Музея истории ГУЛАГа

Из лагеря папа писал мне отдельные письма. Сначала крупно и очень разборчиво, а потом уже как взрослой. Папа задавал мне задачи, например, узнать, почему лук щиплет глаза, когда его режешь. Он часто напоминал, чтобы я занималась физкультурой, что я и делаю даже сейчас. «Читай старых классиков: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова», — написал он мне в конце 1942 года. А 12 апреля 1943-го нам принесли письмо: «Ваш муж (отец рассказчицы, письмо было адресовано матери. — «Известий») скончался от сердечной болезни. Он всё время беспокоился о вас и о своей дочери».

Судя по письмам, отец умер от истощения. В начале срока он писал маме: «Не беспокойся обо мне, питание удовлетворительное». Но через два года признался: «Без посылок трудно прожить». За несколько месяцев до смерти папа написал родственнику: «Продолжают пухнуть ноги и отекать лицо. Прошу вас, не пишите об этом моей жене».

Путеводитель по Соловкам

Владимир Казаринов (1912–1978), сын политзаключенного Пантелеймона Казаринова:

«Папу арестовали в январе 1933 года, вскоре после Рождества. Обыск продолжался с восьми вечера до семи утра. Так называемое следствие шло год. Папу обвинили в подготовке вооруженного переворота и отправили на Соловки. Это страшное слово было в то время пугалом для интеллигенции.

Нездоровое сердце избавило папу от общих работ, его определили в библиотеку Соловецкого лагеря. В заключении он занялся составлением большого путеводителя по Соловецкому архипелагу.

Мама вспоминала, что, когда приехала на Соловки, ей не давали свидание пять дней, пока наводили справки. В тюремной камере на Поповом острове родители прожили вместе 10 дней. Мама вспоминала день расставания: «Я много раз возвращалась и опять целовала Поню, а он стоял скучный и смотрел мне вслед».

Описание архитектурных памятников Соловецкого архипелага П.К. Казариновым 1933–1934 гг.

Фото: из личного архива семьи Казариновых

Через год после свидания папа был снят с работы в библиотеке. Его назначили ночным сторожем. Последнее письмо за № 36 (папа нумеровал письма) датировано 8 ноября 1936 года. Нарастающее на Соловках ухудшение режима оборвало переписку. Только в 1958 году за две недели до маминой кончины нам принесли бумагу, где сообщалось: «Гражданин Казаринов П.К. умер 27 октября 1939 года». Причина и место смерти указаны не были».

Всего на экспозиции будут представлены шестнадцать подобных историй, добавляет Роман Романов. Их героями стали как знаменитые личности — Александра Толстая, Александр Солженицын, Варлам Шаламов, — так и жертвы репрессий, чьи имена станут известны широкой публике впервые. Среди них бухгалтер кондитерской фабрики «Красный Октябрь», сын японского лесопромышленника, пастор лютеранской церкви и учитель биологии.

 

Прямой эфир