Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Главный слайд
Начало статьи
Море санкций: что означает «азовская» резолюция Европарламента
2018-10-26 15:00:07">
2018-10-26 15:00:07
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Европарламент принял резолюцию, осуждающую «чрезмерные действия России» в Азовском море. По мнению депутатов, Москва препятствует движению украинских судов и провоцирует открытый вооруженный конфликт. Европейские народные избранники пригрозили РФ новыми санкциями. При этом захваты российских кораблей украинской стороной никакой оценки не получили. «Известия» разбирались в ситуации.

Суть резолюции

Европейские депутаты приняли резолюцию о ситуации в Азовском море 25 октября. Документ размещен на сайте Европарламента.

Авторы документа обвинили Москву в нарушении международного морского права. Речь идет, в частности, об «интенсивных и дискриминационных» инспекциях коммерческих судов, проходящих через Керченский пролив. Европарламент признает право Москвы проводить проверки, но требует не злоупотреблять ими и не использовать для дестабилизации обстановки внутри Украины.

Также депутаты выразили «серьезную озабоченность» из-за неустойчивой ситуации с безопасностью. По мнению ЕП, в Азовском море в любой момент якобы может начаться открытый конфликт. Предпосылки к этому создает «милитаризация» Азовского и Черного морей.

Автомобильное движение по трассе с автоподходами к Крымскому (Керченскому) мосту

Автомобильное движение по трассе с автоподходами к Крымскому (Керченскому) мосту

Фото: РИА Новости/Виталий Тимкив

Осуждается и «блокада» украинских портов в регионе — Мариуполя и Бердянска. В документе сказано, что Керченский мост ограничивает судоходство в Азовском море. Габариты судов, которые могут пройти под арками строения, не должны превышать 160 м, ширина должна быть 31 м, надводный габарит — 33 м. «Это сделало невозможным заход судов класса Panamax, что составляло около 20% грузового оборота украинских портов», — уточнили евродепутаты.

ЕП беспокоит и стремление России «незаконно добывать газ и нефть с украинской территории» и превратить Азовское море во «внутреннее озеро».

Авторы документа пообещали, что в случае эскалации ситуации против России будут усилены санкции. Конкретные меры не указываются. Кроме того, появится специальный представитель ЕС по вопросам Крыма и Донбасса, чья ответственность также распространится на Азовское море. Полномочия посланника при этом не уточняются.

Реакция сторон

Реакция сторон на принятый документ ожидаемо оказалась противоположной. Президент Украины Петр Порошенко пообещал, что любые действия России будут встречать «решительный и адекватный ответ со стороны демократического сообщества». «Евросоюз совместно с Украиной будут противодействовать «ползучей аннексии» Россией Азовского моря и нарушению свободы судоходства», — заявил он.

Президент Украины Петр Порошенко

Президент Украины Петр Порошенко

Фото: Global Look Press/Petro Poroshenko

В российском МИДе резолюцию ЕП назвали очередной пропагандистской картой. «Если вы посмотрите заявления американских представителей, европейских представителей, вот сейчас дошло до европарламентариев, они все идентичны, они не основываются на какой-то фактологической базе, они являются примером политической пропаганды», — отметила в ходе брифинга представитель внешнеполитического ведомства Мария Захарова.

История конфликта

Действительно, в резолюции не говорится о том, что ситуация с гражданским судоходством в Азовском море ухудшилась еще до введения в эксплуатацию Керченского моста. Первый крупный инцидент произошел в марте, когда украинские пограничники захватили российский сейнер «Норд».

О нарушении украинских территориальных вод речь не шла. Неудовольствие силовиков вызвало то, что судно зарегистрировано в Крыму, а морские порты полуострова — Евпатория, Керчь, Севастополь, Феодосия, Ялта — распоряжением правительства Украины давно закрыты. Кроме того, у членов экипажа оказались российские паспорта, выданные им в Керчи. Как известно, Киев такие документы не признает. Украинские власти до сих пор удерживают капитана и членов команды сейнера на своей территории. В августе в похожей ситуации оказался российский танкер «Механик Погодин» — судно было задержано в порту Херсона.

Российский сейнер «Норд», захваченный украинскими пограничниками

Российский сейнер «Норд», захваченный украинскими пограничниками

Фото: Государственная пограничная служба Украины

Ответом российской стороны стало усиление досмотра украинских судов. Процедуры не нарушают регламента, законность проверок признали и в Госпогранслужбе Украины. Еще одна причина инспекций — многочисленные угрозы киевских политиков уничтожить Крымский мост. Очевидно, что в таких условиях российские силовики обязаны проявлять особую бдительность. Украина тоже имеет возможность досматривать российские суда, но мощности береговых охран несоизмеримы.

Военно-морская напряженность также возникла не без участия Киева. В сентябре Совет по национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины перебросил в Азовское море корабль управления «Донбасс», буксир «Кореец», бронекатера «Лубны» и «Кременчуг». В Киеве анонсировали планы по созданию в Бердянске базы военно-морских сил.

Что дальше

Основополагающим для использования Азовского моря является договор между Украиной и Россией, подписанный в 2003 году. Документ предусматривает свободу судоходства для плавсредств двух стран. Военным кораблям третьих стран разрешено проходить Керченский пролив по приглашению одной из сторон и согласованию с другой.

Украинские политики неоднократно высказывались за разрыв соглашения. Соответствующий законопроект был зарегистрирован в Верховной раде еще в 2015 году. Однако министерство иностранных дел и ряд силовых ведомств Украины тогда рекомендовали парламенту воздержаться от резких шагов. В МИДе поясняли, что денонсанция может привести к блокированию украинских портов в Азовском море.

Десантный корабль Черноморского флота ВМФ пересекает Керченский пролив по пути в Азовское море

Десантный корабль Черноморского флота ВМФ пересекает Керченский пролив по пути в Азовское море

Фото: Global Look Press/most. life

В июле 2018 года представители фракции «Самопомощь» снова зарегистрировали такой законопроект. Разрыв договора больно ударит именно по Украине. После отмены свободного судоходства украинские торговые и рыболовецкие суда окажутся заперты в прибрежной зоне между Мариуполем и Геническом. Остальную акваторию будет контролировать Россия. Москва также сможет своевольно устанавливать правила прохода через Керченский пролив.

С точки зрения здравого смысла киевским политикам выгодно сохранить соглашение. Что-то подозревают даже в украинском парламенте. «Сейчас разорвать договор о совместном использовании Азовского моря де-факто невозможно. Потому что мы сами себя загоняем в европейских судах и своих дальнейших действиях на дипломатическом и юридическом фронте в тупик», — заявил депутат от «Блока Петра Порошенко» Вадим Денисенко. Однако поддержка Европарламента может добавить киевским чиновникам безумия.

 

Загрузка...