Выход американской стороны из Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности (ДРМСД) сделает мир более опасным, констатировали в Кремле. Фактически США заявили о намерении ввязаться в гонку вооружений, и в этой ситуации необходимо думать о национальных интересах и безопасности России.
Что означает прекращение действия Договора с военно-технической точки зрения и какие вызовы это несет?
Договор, заключенный в 1987 году между СССР и США, запрещает создание и развертывание крылатых и баллистических ракет наземного базирования с дальностью действия от 500 до 5500 км, то есть так называемых ракет средней (1000–5500 км) и малой (500–1000 км) дальности. Подписание этого соглашения положило конец многолетней ракетной гонке между между СССР и США, которая началась после размещения в Европе советских мобильных ракет средней дальности РСД-10 «Пионер» (западное обозначение SS-20).
Отношение к ДРСМД в нашей стране неоднозначное: кто-то считает его первым крупным шагом на пути ядерного разоружения, а кто-то — капитуляцией России перед США. Думаю, что истина, как всегда, где-то посередине. И тем не менее этот договор действует уже 30 лет и является самым крупным соглашением об уничтожении ведущими ядерными державами нескольких типов ядерных вооружений.
Надо отдать должное гибкости американской стратегической доктрины конца 1980-х. Пойдя на уничтожение двух классов систем вооружений (баллистические ракеты «Першинг-2» и крылатые ракеты «Томагавк» наземного базирования), американцы буквально на ходу перенесли центр тяжести в подобных вооружениях на авиацию и флот. И во флоте, и в ВВС США велось развитие нескольких типов крылатых ракет. Они стали неядерными, и это позволило использовать их в многочисленных относительно локальных конфликтах. Развитие этих систем велось в США все эти годы, и в настоящее время на вооружении ВВС и ВМС США есть широкий арсенал средств поражения с дальностью действия от 300 до 3000 км. Не подпадающих под ДРСМД.
Кроме того, союзники США по НАТО также не сидели всё это время сложа руки: в Великобритании и Франции созданы и приняты на вооружение несколько типов крылатых ракет промежуточной (более 500 км) дальности для авиационных и морских носителей. И сейчас это достаточно внушительная сила.
А есть еще и несколько сотен ударных беспилотных летательных аппаратов с дальностью действия от 1000 до 5000 км, которые могут выполнять аналогичные задачи. По всем этим видам ударных средств остается лишь решить вопрос по оснащению их ядерными боеприпасами. Сейчас большинство этих систем не являются ядерными, но, вероятно, это не большая проблема — ядерные боевые части и менее габаритны, и имеют меньшую массу, чем внушительные конвенциональные боеголовки, которые обычно весят несколько сот килограмм каждая.
С чем же хотят США выйти из ДРСМД? Вполне вероятно и относительно бюджетно по расходам и срокам создание сухопутных систем с крылатыми ракетами «Томагавк» и JASSM. Особенность наиболее продвинутых современных «Томагавков» — это возможность получения целеуказания уже в полете, а также относительно новое свойство — возможность барражирования в районе ожидания до нанесения удара. Это позволяет наносить удар относительно малогабаритными и плохо обнаруживаемыми ракетами неожиданно и буквально через несколько минут после принятия решения на поражение объектов. Противодействие таким ракетами средствами современной противовоздушной обороны достаточно затруднено.
Одновременно возможна и активизация за океаном работ по гиперзвуковым ракетам средней дальности наземного базирования. Фактически речь идет о баллистических ракетах с управляемой гиперзвуковой боеголовкой — современное развитие «Першинга-2». Нынешний уровень развития техники позволяет создать подобную высокоточную ракетную систему с большими возможностями по преодолению современной и перспективной ПРО. Но надо отметить, что подобные работы в США пока не ведутся и на разработку подобных систем уйдет, возможно, достаточно длительное время.
Еще одна неприятность в том, что предполагаемые сегодня районы базирования будущих заокеанских средств средней дальности будут заметно ближе к нашим границам, чем в 1980-е годы. Почти наверняка размещение ракет затронет и Восточную Германию и Польшу, да и на южном фланге у нас сейчас сразу несколько стран НАТО, включая Румынию, Болгарию и Турцию.
Что можно всему этому противопоставить? Во-первых, будут продолжены программы развития средств поражения воздушного и морского базирования. Речь о крылатых ракетах типов Х-101, Х-50 и морских ракетах семейства «Калибр». Причем мы говорим и о наращивании количества пусковых платформ, и о развитии собственно ракетных систем, а также средств разведки и целеуказания. На мой взгляд, это очевидно.
Во-вторых, считаю, что новый качественный импульс получит развитие такой уникальной ракетной системы, как «Искандер-М», которая позволяет одним и тем же комплексом пускового и командного оборудования обеспечивать применение ракет самого разного типа с различными возможностями — как баллистических, так и крылатых. Думаю, что в пусковых установках «Искандеров» могут прописаться ракеты со значительно большей дальностью действия. Также вполне допускаю появление такого варианта, как «большой гиперзвуковой Искандер» — ракеты, объединяющей в себе возможности управляемой гиперзвуковой боеголовки, баллистического твердотопливного разгонного блока и универсальной унифицированной пусковой платформы, которой является комплекс «Искандер-М».
В-третьих, никто не мешает возобновить работы по стратегической системе РС-26 «Рубеж», которая, вполне возможно, могла бы быть «ужата» до средней дальности с несением нескольких баллистических боеголовок индивидуального наведения.
Безусловно, такое развитие событий будет означать новый виток гонки вооружений. И роль того, кто перережет ленточку, дав начало этой гонке, получается, будет принадлежать США и администрации Трампа. И какими бы доводами они не руководствовались, это действительно сделает мир более опасным.
Автор — главный редактор интернет-проекта MilitaryRussia
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции