С восточной спецификой
Убийство саудовского журналиста Джамаля Хашкаджи в стамбульском консульстве Королевства Саудовская Аравия и дальнейшее расследование превратилось в настоящий детектив, достойный пера Агаты Кристи. Саудовцы официально подтвердили смерть журналиста, представив малоубедительную версию его гибели в результате возникшей в ходе допроса драки, после чего объявили о задержании 18 человек, подозреваемых в причастности к трагедии. Однако эти действия вызвали только дополнительные вопросы и обвинения. Так, Лондон, Париж и Берлин резко осудили убийство журналиста, потребовав дальнейшего, подкрепленного фактами и транспарентного расследования.
Совершенное преступление может вызвать самые серьезные международные последствия. Большинство политических деятелей, крупных компаний и ведущих СМИ уже отказались от участия в намеченной на 23–25 октября в Эр-Рияде инвестиционной конференции. Обсуждается также возможность ухода в тень нынешнего наследника саудовского престола, да и демократы в США несомненно попытаются использовать случившееся для атаки на Трампа в канун выборов в конгресс. Результаты же расследования могут привести к еще большим переменам и оказать непосредственное влияние прежде всего на ближневосточную ситуацию.
Пока точно известно только то, что 2 октября Хашкаджи вошел в саудовское консульство в целях оформления документов, необходимых для заключения брака с его турецкой невестой, после чего никто его больше не видел. Тревогу подняла невеста, напрасно ожидавшая возвращения своего суженого, а затем к вопросу исчезновения человека активно подключились турецкие власти.
С самого начала Эр-Рияд категорически отрицал свою связь с исчезновением журналиста, заявляя, что тот благополучно покинул консульство. Но с каждым днем нарастало давление турецких властей и прессы, которая стала публиковать различные версии случившегося. Так появилось предположение, что Хашкаджи был убит, а от его останков в тот же день избавились. Такая возможность обосновывалась целым рядом фактов: прилетом в Стамбул в день пропажи журналиста саудовской команды в составе 15 человек, включая ведущего судебно-медицинского эксперта, а также освобождением на этот день турецких сотрудников консульства от работы.
В отсутствии достоверных фактов ситуация всё более накалялась, что вынудило США как главного союзника Саудовской Аравии определить свою позицию. Прежде всего решительно высказались ведущие американские конгрессмены, которые, не дожидаясь окончания расследования, призвали к введению санкций против Эр-Рияда, включая прекращение поставок вооружений, а также ограничения, распространяемые на всех причастных к преступлению.
Но здесь в крайне сложную ситуацию попадает президент Дональд Трамп, сделавший ставку на тесное сотрудничество с саудовцами. С одной стороны, он, как лидер страны позиционирующей себя в качестве «светоча демократии» и главного защитника прав человека в любой точке земного шара, должен возвысить голос против жестокого и циничного убийства. Но с другой стороны, он опирается на Саудовскую Аравию как на главного регулятора мирового нефтяного рынка, как на основного партнера в противостоянии с Ираном, а также как на возможного участника долго рекламируемого им «судьбоносного» плана ближневосточного урегулирования. Кроме того, Трамп совершенно не хочет потерять оборонные контракты с саудовцами, оцениваемые в $110 млрд. Он уже откровенно заявил об этом, подчеркнув, что данные контракты обеспечивают 500 тыс. рабочих мест. Не потерять их особенно важно для президента в преддверии промежуточных выборов в конгресс США, поскольку именно работники ВПК представляют собой его «ядерный» электорат.
В связи с этим Трамп срочно направил своего госсекретаря Майка Помпео с блиц-визитом в Эр-Рияд и Анкару. Судя по всему, на встречах с королем Салманом и кронпринцем Мухаммедом бен Салманом им было предложено в кратчайший срок найти более или менее приемлемую версию произошедшего, которая не бросала бы тень на королевский дом. А в ходе краткой беседы с турецким президентом была подтверждена заинтересованность в доведении расследования до конца.
В этот же день после длительных проволочек представителям турецких спецслужб было дано разрешение на осмотр здания консульства, резиденции консула и его автомобилей. По завершении их работы министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что получены результаты исследований и соответствующие доказательства, которые будут преданы гласности после необходимых уточнений.
Что касается российской позиции, то она, как заявил в ходе заседания «Валдайского клуба» президент Владимир Путин, будет определена после получения проверенной информации и доказательств. При этом он подчеркнул, что определенную ответственность за произошедшее несут и США как страна, предоставившая убежище Хашкаджи.
Автор — руководитель Центра Ближнего и Среднего Востока РИСИ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции