Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Финский политик призвал к отставке главы ЕК из-за пренебрежения гражданами ЕС
Армия
ВС России сорвали попытки ВСУ доставить военных и боеприпасы в Купянский район
Мир
Посольство указало на рост масштаба военных приготовлений Латвии у границы с РФ
Экономика
Правительство России продлило запрет на экспорт бензина до конца февраля
Армия
Группировка войск «Запад» за два дня отразила пять контратак в районе Купянска
Общество
В Калининградской области задержали похищавших деньги у участников СВО мошенников
Общество
В Госдуме напомнили об отмене автопродления водительских прав с января
Общество
Суд изъял имущество семьи экс-замглавы Росприроднадзора по делу о мошенничестве
Общество
В Госдуме напомнили об увеличении материнского капитала в 2026 году
Мир
Гросси заявил о готовности оставить МАГАТЭ в случае избрания на пост генсека ООН
Наука и техника
Ту-214 с российскими системами получил одобрение изменения конструкции
Армия
Силы ПВО за два часа уничтожили 36 дронов ВСУ над Брянской областью
Политика
Мишустин назначил Татьяну Громову главой «Роскадастра»
Мир
В ДТП с автобусом в Белоруссии пострадали четыре российских гражданина
Общество
Стало известно об отказе половины россиян от просмотра новогодних шоу
Армия
В зоне СВО уничтожили главаря запрещенного РДК
Мир
В посольстве указали на последствия демонтажа железной дороги в РФ для Латвии

Искусство из машины: экспозиция science art исследует образ будущего

Проект Daemons in the Machine поставил роботов, искусственный интеллект и нейросети на службу прекрасному
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Московский музей современного искусства (ММОМА) представил один из самых смелых экспериментальных проектов — Daemons in the Machine. Выставка, занявшая весь второй этаж здания на Петровке, 25, собрала художественные произведения, созданные с использованием новейших технологических и научных разработок (нейросети, блокчейн, роботы). Вместе они формируют убедительный образ будущего. Зритель же волен сам решить, утопия это или антиутопия.

Каждая работа здесь эксперимент не только творческий, но и технический, инженерный. Такова, например, инсталляция Дмитрия Каварги «Поглощающий концепты» (2017) — причудливая конструкция из множества металлических спиц и перемычек, к трем из которых прикреплены пузырьки с краской (синей, желтой и красной). Вся эта «каракатица» ворочается и периодически выплевывает немного краски, которая стекает вниз, образуя цветные лужицы на постеленной бумаге. Получается изображение, с одной стороны, рожденное волей человека, с другой — в известной степени случайное.

Художественные способности искусственного интеллекта исследует и другой проект — Niche Constructing Robot Swarm Джона Маккормака (2018). Здесь уже стоит говорить, пожалуй, не об инсталляции, а о перформансе: маленькие роботы колесят по белому полотнищу, оставляя за собой черные следы. Первый результат их работы уже вывешен на стену, рядом — пустые места, которые займут новые «произведения», появляющиеся на глазах зрителей.

«Одушевление» роботов — одна из центральных тем выставки. В инсталляции «Борги и Бес» Томаса Фойерштайна (2018) две медицинские лампы ведут друг с другом диалог, используя в качестве словаря прозу Достоевского; а в видеоролике Co(AI)xistence Жюстин Эмар танцовщик взаимодействует с искусственным аналогом, который, обладая возможностью обучаться, перенимает движения у своего одушевленного партнера. Получается завораживающий дуэт, восхищающий и пугающий одновременно.

Визуальная кульминация — еще один проект Фойерштайна — «Темная комната» (2018), где шар, куб и кресло, опутанные множеством черных проводов, вдруг приходят в движение. Здесь впечатляет даже не столько нежданная динамика (она выглядит даже немного комично), сколько сама атмосфера мрачного пространства с сотнями кабелей. Как тут не вспомнить мир машин из кинотрилогии «Матрица». И этой параллели созвучны две других инсталляции.

Художник-конструктор :vtol: (Дмитрий Морозов) создал механизм Umbilical digital (2018), автоматически ухаживающий за несколькими тамагочи: в нужный момент робот нажимает на кнопочки этих популярных в 1990-е японских игрушек, имитируя идеального хозяина. А арт-группа «Куда бегут собаки» предложила использовать в качестве основы для сложного программного алгоритма писк живых цыплят, копошащихся в аквариуме. Как и искусственным «питомцам», реальным птенцам обеспечен комфорт. Нет ли здесь намека на человечество, которое, кажется, уже и не знает, существует интернет для него или наоборот? Не стал ли мир Сети инкубатором для людей, или же мы сами являемся инкубаторами для «демона из машины» (так переводится название выставки, отсылающее к античному выражению Deus ex machina — «Бог из машины»)?

Однако было бы слишком прямолинейным трактовать идею всего проекта как предостережение и призыв к отказу от технологического прогресса. Скорее, напротив, это констатация факта: будущее уже здесь. И лишь от нас зависит, сохраним ли мы в новых условиях ту гармонию, без которой немыслимо ни искусство, ни жизнь.

 

Читайте также
Прямой эфир