Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин поздравил два российских полка с присвоением наименований «гвардейские»
Мир
Захарова указала на непонимание Каллас сути свободы
Общество
Следствие завершило представление доказательств по делу о теракте в «Крокусе»
Мир
СМИ узнали о готовности Киева отказаться от территорий при одном условии
Общество
В Петербурге рассмотрели более 50 квартирных споров по «схеме Долиной»
Общество
Посол РФ назвал отсутствие страховки главной ошибкой россиян в Таиланде
Мир
В Финляндии допустили создание особой экономической зоны на границе с Россией
Общество
В Донецке открыли бюст погибшему в ходе СВО сыну замглавы ЦРУ Майклу Глоссу
Культура
Ольга Любимова рассказала о моновыставке Марка Шагала в Пушкинском музее
Мир
Союз биатлонистов подал иск в CAS за отстранение спортсменов из России
Авто
Глава АвтоВАЗа заявил о резком снижении цен на авто из Китая в 2025 году
Мир
СБУ задержала судно под флагом африканской страны в Одессе
Армия
Медведев провел совещание по доукомплектованию ВС РФ военными по контракту
Мир
Число погибших в результате обрушения двух зданий в Марокко выросло до 22
Общество
В Москве задержали 12 членов легализовавшей свыше 53 тыс. мигрантов группы
Спорт
Талисманом сборной России станет олимпийский мишка
Спорт
Дегтярев заявил о возможном лишении Польши права на международные соревнования

Нефть-матушка

Экономист Сергей Хестанов — о том, почему МВФ пересмотрел прогноз по развитию российской экономики на 2019 год
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Хотим мы или нет — нефтегазовый сектор играет важную роль в российской экономике. И хотя его доля в ВВП страны постепенно снижается, значительный рост цен на нефть уже привел к пересмотру прогноза Международного валютного фонда (МВФ) по развитию российской экономики на 2019 год с 1,6% до 1,8%. При этом рост нефтяных котировок, по мнению фонда, является более важным для экономики фактором, чем санкционная риторика.

МВФ регулярно выпускает прогнозы по экономикам всех достаточно крупных стран и даже целых регионов. Иногда фонд ошибается, но чаще его предположения оправдываются. Если же условия, в которых делался прогноз, существенно меняются, МВФ его пересматривает. Это означает самое интересное, поскольку такой пересмотр отражает текущие, наиболее актуальные здесь и сейчас тенденции.

С этой точки зрения российская экономика выглядит неплохо: бюджет сбалансирован (имеется даже небольшой профицит), сильный положительный торговый баланс (страна зарабатывает больше валюты, чем тратит), положительный платежный баланс (даже с учетом пресловутого оттока капитала в страну поступает больше валюты, чем из страны уходит). Международные резервы увеличиваются, а инфляция, даже несмотря на рост во второй половине года, остается достаточно низкой по российским меркам. 

Заметный подъем цен на нефть в 2018 году добавил позитива в прошлые прогнозы МВФ. И ожидания фонда по экономическому росту российской экономики в 2019 году были повышены на 0,2% до 1,8%. Такое решение МВФ косвенно указывает на то, что значительного снижения нефтяных котировок в 2019 году не ожидается. Проблемы в нефтедобыче Ливии и Венисуэлы сохранятся, страны ОПЕК+ будут по-прежнему проводить очень взвешенную политику, а рост добычи в США (до 2,5 млн. баррелей в день на конец 2019 года) будет компенсирован сокращением поставок иранской нефти. Санкции против Тегерана сохранятся, а может быть, даже усилятся.

Примечательно, что по поводу других стран ВМФ заметно менее оптимистичен: по США и Китаю прогнозы скорректированы в сторону понижения на 0,2% — до 2,7% (США) и 6,2% (Китай). Причина такого пересмотра — торговая война. Взаимное увеличение пошлин неизбежно приведет к падению товарооборота, выручки экспортеров и импортеров и в конечном итоге — к торможению экономического роста этих двух стран. А поскольку эта торговая война, увы, далека от завершения, нынешняя корректировка, скорее всего, будет отнюдь не последней.

Торговые войны и рост тарифов притормозят и глобальную экономику. Однако ей поддержку окажет мягкая денежно-кредитная политика в Еврозоне и бюджетное стимулирование в США и Китае. В Америке в основном экономику поддержит налоговая реформа Дональда Трампа, в Китае — недавнее снижение норм резервирования для банков. По мнению МВФ, все эти меры по стимуляции будут действовать как минимум до 2020 года.

С точки зрения российских граждан и большей части отечественного бизнеса, 1,8% увеличения ВВП в год — не слишком много. В России экономический рост очень наглядно чувствуется, начиная от 3% в год и выше. Темпы необходимо увеличивать, с этим тезисом никто особенно не спорит. Но есть разные методы и подходы к стимулированию экономики. В 2017–2018 годах определенный эффект дало проведение в России Чемпионата мира по футболу: были построены и реконструированы многие спортивные объекты, аэропорты, проложены новые дороги и улучшена городская среда. Солидные госрасходы заметно увеличили совокупный спрос в экономике, что отразилось на ее росте. Однако стимулировать экономику только за счет роста госрасходов — накладно для бюджета, это явно временное решение.

Следующим фактором ускорения экономического роста могут выступить разного рода госпроекты (в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства). Проектов достаточно много, некоторые вызывают бурные дискуссии. Тем не менее, именно разнообразие предлагаемых проектов и позволит отобрать лучшие для реализации в 2019 году. И возможно, ВМФ придется еще раз корректировать свой прогноз.

Автор — доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир