Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Женщина получила ранения при падении украинского БПЛА в Воронеже
Мир
Взрыв произошел на оружейном заводе BAE Systems в Уэльсе
Мир
Хью Грант урегулировал спор с The Sun за «огромную сумму денег»
Мир
В конгрессе США заявили о переходе к системе займов в вопросе помощи Украине
Мир
В Днепропетровской области Украины сообщили о повреждении объекта инфраструктуры
Мир
В США заявили о массовой сдаче солдат ВСУ в плен РФ из-за отчаянного положения
Общество
Путин поручил вовремя организовать работу по оценке ущерба от паводков
Общество
Прокуратура проверит слова поддержавшей удары ВСУ по России Лазаревой
Общество
Умер актер Виктор Степанов
Мир
Землетрясение магнитудой 6,4 произошло на юго-западе Японии
Мир
Орбан заявил о нежелании Венгрии обрывать экономические связи с РФ
Общество
Собянин освободил от должности заммэра Москвы Бочкарева
Мир
На Украине мужчина вырвался из рук пограничников и сбежал в Венгрию
Мир
НАТО проводит обучение военных в Узбекистане
Общество
Юрий Куклачев переведен из реанимации в обычную палату
Мир
Швейцарские депутаты поддержали запрет нацистских символов

Вклад «Нефтяной»

Экономист Сергей Хестанов — о том, почему не стоит тратить сверхдоходы от дорожающих ресурсов на повседневные нужды
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В течении 2018 года нефтяные цены сильно выросли, что увеличило доходы экспортеров, сделало профицитным федеральный бюджет и позволило нарастить резервы. Однако нынешние высокие нефтяные цены — явление временное, и через год-два нам нужно быть готовыми к очередному их снижению.

К началу года основными фактором, определившими позитивную динамику нефтяного рынка, было соглашение ОПЕК+ (в котором участвует и Россия) и падение добычи в Ливии и Венесуэле. Позже к этому добавились антииранские санкции, введенные президентом США Дональдом Трампом. Цены на нефть выросли до 80$ за баррель, а аналитики уже всерьез обсуждают достижение уровня 100$. И это при том, что санкции против Ирана еще не работают в полную силу. Казалось бы, стоит ждать роста доходов бюджета от экспорта и радоваться.

Причина для радости есть, и вполне серьезная: за увеличением доходов бюджета обычно следует и повышение расходов, которое сопровождается и ростом благосостояния граждан. Кого-то это затрагивает сильнее, кого-то — слабее, но при общем подъеме экономики так или иначе растет благосостояние всех. 

Начиная с весны 2018 года динамика курса рубля стала заметно отставать от цен на нефть. Отчасти это связывали с американскими санкциями (в основном — с эффектом негативных ожиданий их усиления), отчасти — с усиленной покупкой валюты Минфином для пополнения резервов, в рамках бюджетного правила. Все дополнительные доходы казны от экспорта нефти при превышении заложенной в бюджет цены направляются на пополнение резервов.

Такой подход многими экспертами подвергается жесткой критике: мол, слишком много средств откладывается в резервы, в ущерб нуждам страны. При этом главным аргументом этой критики служит именно высокая цена на нефть и особенно перспективы ее дальнейшего роста. Так, в проекте федерального бюджета на ближайшую трехлетку на 2020 год заложена среднегодовая цена нефти в $59,7. Это почти в полтора раза ниже нынешних котировок. Такая низкая цена обуславливает и низкие бюджетные расходы, в том числе и социальные. Что, естественно, не радует большинство граждан и многих экспертов.

Тем не менее скептицизм относительно цены на черное золото с 2020 года имеет под собой вполне рациональную почву. Нефтяная отрасль очень инерционна. От капиталовложений до отдачи в виде роста добычи проходит несколько лет. Период низких цен на нефть 2014–2016 годов привел к значительному недофинансированию отрасли, многие проекты по освоению новых месторождений были заморожены.

Когда же нефтяные цены поднялись, в отрасль пошли инвестиции, направленные на рост добычи. Так, к началу 2020 года только в США ожидается ее увеличение на 2,5 млн баррелей в сутки (при общем объеме мирового рынка нефти  около 100 млн баррелей в сутки). Этот довольно значительный прирост неизбежно заставит цены несколько снизиться. Насколько — пока точно сказать невозможно, но и Минфин, и Центробанк считают необходимым подстраховаться. А это означает, необходимо сдерживать расходы бюджета, наращивать его доходы и копить резервы. И делать это лучше тогда, когда нефть стоит дорого.

Да, процесс создания резервов никогда никому не нравился. Ведь здесь и сейчас приходится в чем то себя ограничивать, а это всегда тяжело. Особенно сложно приходится Минфину: трудно отказывать в финансировании тогда, когда деньги есть, но, согласно бюджетному правилу, их необходимо изъять из экономики и направить на покупку валютных активов для пополнения резервов. 

Однако, оглядываясь на опыт прошлых кризисов — 1998, 2008 и 2014 годов, — можно сделать вывод, что именно наличие «подушки безопасности» позволяет переживать трудные времена с меньшими потерями. Так, 1998 год был намного более тяжелым, чем 2008-й. И это при том, что нефть падала 20 лет назад примерно в два раза, а 10 лет назад — более чем в четыре. Тем не менее именно резервы позволили пройти кризис-2008 (и 2014) заметно мягче, чем 1998 году.

Полагаю, что разумное резервирование выглядит намного более здравой стратегией, чем немедленная трата дополнительных доходов. Если этого не делать, очень легко оказаться в положении стрекозы из небезизвестной басни Крылова.

Автор — доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир