Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Мир
В США впервые в 2024 году обанкротился банк
Армия
Российские военные захватили американскую машину разминирования в зоне СВО
Экономика
Число вакансий с подработками перед майскими праздниками выросло в 1,5 раза
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
Франция создает проблемы российским дипломатам с выдачей виз
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Гуцул пригласила президента и премьера Молдавии на День гагаузского языка
Армия
Снайперы ВДВ спасли из-под обстрела ВСУ семью беженцев из Часова Яра
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Мир
Die Welt узнала о причинах отказа Украины от заключения мира в Стамбуле
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
В Госдуме предложили запретить организацию обращения криптовалют в РФ
Мир
Вертолет с восьмью людьми на борту упал в Эквадоре
Мир
Франция не позвала РФ на мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны

Бизнес призвали в инфраструктуру

Экономист Сергей Хестанов — об итогах встречи бизнеса с Андреем Белоусовым и ее значении для будущего российской экономики
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Помощник президента Андрей Белоусов и первый вице-премьер Антон Силуанов провели встречу с российским бизнесом. В беседе приняли участие представители 16 компаний, среди которых такие гиганты, как «Алроса», НЛМК, «Сибур». По ее итогам прозвучали заявления, в которых содержатся и противоречия, и интрига.

С одной стороны, компании призывают участвовать в крупных инвестиционных проектах, как правило, инфраструктурных. А с другой стороны, министр финансов Антон Силуанов заявил, что повышения налоговой нагрузки на бизнес не будет.

В классическом случае отличие инфраструктурных проектов состоит в том, что, как правило, от них либо совсем не бывает коммерческой отдачи, либо она невелика. Часть инфраструктуры невозможно окупить, поскольку она бесплатная. Если построена бесплатная дорога, то напрямую строитель этой дороги окупить этот проект не может. А в российских условиях значительная доля инфраструктуры является бесплатной и не дает прямой отдачи. Конечно, есть дороги, которые можно сделать платными и прекрасно окупить — например, трасса в аэропорт. Но есть дороги, которые окупить невозможно в принципе.

И здесь кроется главный вопрос. Идея о том, что компании будут вкладывать сверхприбыль в перспективные инфраструктурные проекты, звучит хорошо. Но зачем им это делать? Заработать на этом практически невозможно. Ответ в заявлении Андрея Белоусова: возможно, в какой-то части, которая пока не анонсирована, работа будет выстроена на принципах государственно-частного партнерства. И это довольно интересный момент.

Если удастся найти разумный компромисс, то это может быть достаточно интересно. У России мало опыта реализации проектов на основе государственно-частного партнерства и довольно серьезный потенциал в этом направлении.

Государственно-частное партнерство, как правило, подразумевает, что государство компенсирует компаниям какую-то часть затрат либо, что правильнее, обеспечивает получение некой гарантированной доходности. И самая большая интрига в том, как будет определяться эта самая гарантированная доходность.

Допустим, компания построила дорогу, установила плату за проезд, а трафик по дороге маленький, и эта плата не обеспечивает окупаемости проекту. Сколько государство будет компенсировать компании, каковы механизмы? Ответы на эти вопросы позволили бы многое прояснить, но пока их нет. Скорее всего, история получит продолжение, и в перспективе до полутора месяцев будут определены условия. Без этого встреча с бизнесом выглядит незавершенной.

В развитых странах подобное сотрудничество бизнеса и государства достаточно распространено. Более того, компании охотно участвуют в таких проектах, поскольку они гарантируют получение, хотя и не очень большой, прибыли. Как правило, государство устанавливает не слишком высокую норму рентабельности. Но зато предсказуемость такой прибыли для компании достаточно высокая.

В России пока существуют лишь единичные примеры проектов в области государственно-частного партнерства, и, как правило, они не слишком крупные. Например, был проект, по которому в одном из северных регионов построили спортивно-оздоровительный центр. Он не мог окупиться, и государство обеспечивало компании, которая его построила, гарантированную рентабельность. Если поступления от продажи абонементов составляли меньшую величину, чем оговорено в параметрах проекта, государство доплачивало до гарантированной рентабельности.

Но реализованные в России проекты недостаточно крупные для серьезных оценок перспективности такого вида взаимодействия, и статистика, накопленная по ним, не дает представления о том, насколько схема жизнеспособна. В маленьком масштабе можно реализовать всё что угодно, но не факт, что этот же принцип будет хорошо работать в больших масштабах.

Большое достоинство подобного рода проектов заключается в том, что, с одной стороны, они позволяют компаниям строить долгосрочные планы. И одна из проблем российской экономики последних лет заключается в том, что заметно снизился платежеспособный спрос. А разворачивание такого типа инфраструктурных проектов — долгосрочных, с предсказуемой рентабельностью — может стать хорошим драйвером для повышения совокупного спроса в экономике в целом.

Если удастся решить две основные задачи — определение нормы рентабельности по концессионным соглашениям и определение стоимости работ, — то идея вполне имеет право на жизнь. Если эти параметры будут выбраны правильно, то не придется никого заставлять этим заниматься: компании сами охотно будут браться за такие проекты.

Автор — доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, советник по макроэкономике компании «Открытие Брокер»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир