Сегодня много говорят о том, что год, прошедший с момента принятия так называемого закона о телемедицине, не принес ожидаемого бурного скачка в развитии информатизации здравоохранения в России. Действительно, по большей части отечественная телемедицина еще не выстрелила. Но она делает первые маленькие шаги к успеху.
У тех, кто внезапно заболел и хочет получить быструю телемедицинскую консультацию и рекомендации по поводу изнуряющей боли, навалившейся слабости, внезапной рвоты, изводящего кашля, появившейся сыпи и прочих происшествиях, такая возможность есть, но только в платных сервисах. Правда, пока закон запрещает медикам дистанционно назначать лечение. Впрочем, в единичных случаях визит в поликлинику или вызов врача на дом вряд ли обременяют.
Погорим о тех, кто годами живет с хроническим заболеванием — им телемедицина могла бы значительно облегчить жизнь. По нашим опросам, одной из самых востребованных услуг для таких пациентов является быстрое получение «второго» мнения у более компетентного доктора на предмет уточнения диагноза и коррекции схемы назначенного лечения. Желательно, чтобы это был врач из федерального узкопрофильного центра (который на страну, как правило, один, и он необязательно располагается в городе пациента).
Многие институты и крупные больницы действительно открыли телемедицинские центры, однако в большинстве своем они оказывают консультации в формате «врач–врач», собирая консилиумы и вызывая пациента на очный прием или госпитализацию. Однако чаще всего пациент с уже поставленным очно диагнозом самостоятельно берется за поиск правильного лечения. Он готов через интернет обратиться к узкопрофильным специалистам высокого уровня и отправить пакет своих исследований и документов. Но несовершенство нормативных актов практически лишает его такой возможности, ведь впервые поставить диагноз по закону тоже можно только на очном приеме.
Также наши опросы показывают, что среди пациентов с хроническими заболеваниями востребован удаленный постгоспитальный мониторинг. Это сопровождение во время длительного лечения или реабилитации. Например, в Нидерландах созданы платформы для дистанционного мониторинга пациентов с широким спектром заболеваний, начиная от людей с самыми сложными болезнями и заканчивая прошедшими программу избавления от курения.
И врач, и пациент могут использовать платформы с помощью компьютера, планшета или смартфона. Они связаны с порталом центра обработки вызовов и имеют доступ к системе электронных медицинских карт. Пациенту нужно просто включить планшет или ответить на текстовое сообщение, чтобы получить доступ к системе удаленного мониторинга. С больными взаимодействуют с помощью цифровых опросов, обучающих видео, а также таких устройств, как цифровые весы, манжетный тонометр, пульсоксиметр, глюкометр и проч. При необходимости назначается видеоконсультация или сеанс видеореабилитации.
Уже через полтора года использования сервиса в Нидерландах было зафиксировано статистически заметное уменьшение загрузки на врачей при наблюдении за пациентами с застойной сердечной недостаточностью. При этом больницы зарегистрировали снижение числа случаев оказания дорогостоящих услуг отделений неотложной помощи. Кроме того, системы помогли обнаружить серьезно заболевших дома людей за счет отсутствия их ответов на запросы удаленного мониторинга. Причем пациенты, которые наблюдались онлайн, реже попадали в больницу для повторной госпитализации.
Особого внимания также заслуживает опыт чикагских онкологов, создавших простую платформу для мониторинга онкопациентов на химиотерапии. Удаленное ведение и коррекция токсических последствий манипуляции позволили врачам не только своевременно обнаружить и скорректировать осложнения, но и продлить жизни даже очень тяжелым пациентам.
Аналогичные проекты есть и в России. Сегодня мы можем гордиться тем, что благодаря совместному сотрудничеству с организацией онкологических пациентов «Здравствуй» нам удалось сделать российский вариант платформы для удаленного мониторинга онкологических больных, отправившихся домой после тяжелого лечения, проходящих химиотерапию в стационарно-амбулаторных пунктах. В нее также интегрирована автоматическая система поддержки врача в принятии решений. Платформа «Онконет» предоставляется в безвозмездное пользование российским онкоцентрам и онкодиспансерам.
Впереди на пути развития отечественной телемедицины — создание аналогичных платформ для пациентов с другими диагнозами. Конечно, остаются и задачи повышения доступности консультаций формата «врач–пациент», получения «второго мнения». Также опрошенные нами хронические больные надеются, что смогут пользоваться электронными рецептами и получать препараты с доставкой из интернет-аптек. Будем рассчитывать, что вскоре телемедицина осуществит тот самый технологический рывок, о котором в послании Федеральному собранию говорил президент, и медицина будущего станет доступна для россиян.
Автор — сопредседатель комитета «Пациентоориентированная телемедицина» при Всероссийском союзе пациентов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции