Государственная дума во втором чтении рассмотрела правительственный законопроект об изменениях параметров пенсионной системы, главное из которых — повышение с 2019 года возраста выхода на заслуженный отдых.
Ко второму чтению документ претерпел существенные изменения, сделавшие его более социально ориентированным. Например, возраст выхода на пенсию для женщин установлен в 60 лет, а не в 63, как планировали изначально. А многодетные матери смогут получать пенсию досрочно. Снижены требования к стажу, дающему право на более раннее назначение выплат. Также поправками предусмотрена надбавка к пенсиям для неработающих пенсионеров в селах. Граждане, потерявшие работу в предпенсионном возрасте, будут получать повышенное пособие по безработице. Права на социальные льготы, которые появлялись при достижении пенсионного возраста, останутся в прежних границах — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Основные аргументы правительства, обосновывающие необходимость пенсионной реформы, связаны с ухудшением демографической и экономической ситуации. В результате старения населения людей трудоспособного возраста становится всё меньше, а лиц пенсионного возраста — всё больше. При этом соотношение между теми, кто реально платит страховые взносы, и пенсионерами еще хуже: по экспертным оценкам, уже к 2025 году численность этих двух групп сравняется. Для пенсионной системы, основанной на отчислениях с зарплат работников, эта ситуация беспрецедентная.
Радикально изменить ее за счет роста рождаемости или увеличения производительности труда невозможно. Конечно, ситуацию могло бы спасти резкое сокращение теневой занятости или существенное повышение зарплат, но достаточных условий для этого пока не просматривается.
Старение и макроэкономическая ситуация приводят к тому, что денег на повышение пенсий темпом выше инфляции у правительства не остается. Продолжать наращивать федеральный трансферт в пенсионную систему — значит вступать в конфликт за бюджетные деньги с расходами на здравоохранение, образование, социальную поддержку семей с детьми.
Ожидаемая продолжительность здоровой жизни после выхода на пенсию в России в последние годы растет. В 2015 году для 60-летних мужчин этот период составил 12,5 года, а для женщин — 17,1.
Одновременно происходят изменения в занятости. Увеличивается доля рабочих мест, не требующих тяжелого физического труда. Меняется возрастной профиль занятости. Каждое следующее поколение дольше учится и позже начинает работать. Все вместе эти процессы означают постепенное повышение возраста, в котором массово происходит снижение трудоспособности. И данные о неуклонно растущей занятости в старших возрастах косвенно подтверждают это.
Наконец, изменения затронули и роль женщин в семье. Ведение домашнего хозяйства уже не настолько физически тяжело и трудоемко, как это было 30–60 лет назад. Роль бабушек также постепенно меняется в сторону менее интенсивного ухода за внуками.
Однако объявление об изменениях пенсионного законодательства всё равно застало граждан врасплох. Во-первых, возраст назначения пенсии по старости — это самый стабильный и понятный населению параметр пенсионной системы. Вокруг него выстраиваются многие стратегии семьи. В России принято, чтобы работающие пенсионеры помогали своим взрослым детям и внукам, а также использовали период получения двух доходов, чтобы накопить денег на старость. Во-вторых, руководство страны очень долго защищало низкие границы нынешнего пенсионного возраста. Да, зарплаты и пенсии у нас низкие, но зато на пенсию можно выйти раньше, чем в других странах.
Многие аргументы в пользу необходимости повысить пенсионный возраст, пожалуй, за исключением лишь динамики продолжительности жизни, существовали уже 10–15 лет назад. Проведение реформы можно было объявить и тогда, при этом запас времени позволил бы рынку труда настроиться на новые параметры и людям перестроить свои стратегии в отношении здоровья, финансов, межсемейной поддержки.
Важно, чтобы правительство продолжило последовательно сопровождать реализацию пенсионной реформы инициативами в области трудовых отношений, здравоохранения и непрерывного образования. А также предлагало уязвимым группам населения меры в области социальной поддержки.
Автор — замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции