Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин в поздравлении Боярскому отметил его многогранный талант и темперамент
Общество
Глава МЧС исключил проблемы с курортным сезоном на Кубани из-за разлива мазута
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
Умер экс-премьер Индии Манмохан Сингх
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Мир
Нетаньяху заявил о решимости Израиля бороться с «рукой Ирана» в Йемене
Мир
Путин заявил, что РФ должна быть сильной перед попытками Запада расшатать ситуацию у границ
Мир
Лукашенко призвал ФРГ восстановить отношения с РФ для спасения своей экономики
Общество
Режим ЧС федерального уровня ввели в Краснодарском крае после крушения танкеров
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Политика
Путин рассказал о предложении Байдена в 2021 году отложить принятие Украины в НАТО
Общество
В Сызрани задержали запустившего фейерверк в отделении банка мужчину
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Происшествия
В Белгородской области в результате атаки беспилотника пострадали мама с ребенком
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Экономика
Патрушев заявил о сохранении в 2025 году объемов льготного кредитования аграриев
Общество
Судовладелец «Волгонефть-212» оштрафован за нарушения трудового законодательства
Мир
Израильская авиакомпания El Al решила приостановить полеты в Москву

Круговорот денег в природу

Ученый Борис Моргунов — о перспективах реализации нацпроекта «Экология»
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Паспорт нацпроекта «Экология» рассмотрен правительством и рекомендован для внесения на рассмотрение президиума Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Он состоит из 11 федеральных проектов по четырем направлениям: «Воздух», «Вода», «Отходы» и «Биоразнообразие». Цифры ожидаемого финансирования внушительные, а амбиции — впечатляющие. Фактически это самый масштабный проект в сфере окружающей среды в истории советской и современной России, первый комплексный подход власти к проблеме.

Транслированы наполеоновские планы: приблизиться в 2024 году к норме воздействия на окружающую среду, ликвидировать наиболее опасные очаги антропогенного воздействия на природу, созданные в XX веке и другое. При этом, очевидно, никому не хочется, чтобы неверная оценка обстановки привела нацпроект к «Ватерлоо». И здесь дьявол, как всегда, кроется в деталях.

Например, в деньгах. Проект предполагает, что часть мероприятий будет профинансирована из внебюджетных источников. Обоснованность источников и объемов софинансирования заявленных мероприятий пока недостаточна, а количественные показатели ожидаемых результатов ряда мероприятий отсутствуют вовсе. При этом мероприятия по внедрению технологий и модернизации производств неконкретны и безадресны, а на реализацию ряда федеральных проектов внебюджетные средства вообще не предусматриваются. Как показывает практика, часто предварительные расчеты демонстрируют «среднюю температуру по больнице». А более основательная проработка проектно-сметной документации может показать удорожание в несколько раз. В таком случае велики риски бессрочной заморозки федеральных проектов.

Сроки тоже вызывают вопросы. Немаловажны понимание не только конечных результатов, но и конкретных достижений в ближайшей перспективе, разбивка по годам — проще говоря, что мы получим в 2019–2020-м. Вполне очевидно, что это даст возможность скорректировать ряд составляющих, подтянуть там, где будет отставание, и спросить там, где нет ничего вовсе. Это поможет избежать пессимистичного сценария в 2024 году, когда деньги закончились, а воз и ныне там. Необходимо установить общественно значимый конечный результат нацпроекта — какая доля территории России будет соответствовать экологическим нормативам в конце отчетного периода.

Вполне логично также учитывать временной задел, который есть в 2018 году, имея в виду необходимость завершения подготовки «запускающего» нормативно-правового обеспечения. Благодаря этому, начать реализовывать федеральные программы можно будет уже в начале следующего года. Немаловажно в нацпроекте предусмотреть и такой компонент, как подготовка кадров, ибо неясно, откуда возьмутся обладающие ключевыми компетенциями профессионалы для воплощения грандиозных планов.

Детализация целевых показателей, конкретных мероприятий и объектов, сроков реализации по годам с указанием только подтвержденных источников софинансирования — важнейший инструмент контроля.

При этом незаметно «экологический нацпроект» превратился в некий социальный феномен и уже дистанцировал безрассудных условных «их», создавших очаги антропогенного воздействия, от сознательных «нас», делающих шаги в сторону устойчивого развития. Уже сейчас вполне понятно, что при таком пристальном внимании общественности к каждой из федеральных программ деликатно растушевать показатели эффективности не получится, придется пояснять и обосновывать.

Автор — директор института экономики, природопользования и экологической политики Высшей школы экономики (ВШЭ)

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир