В 1993 году на экраны американских кинотеатров вышел фильм «День сурка» (Groundhog Day) c восхитительным Биллом Мюрреем в главной роли. Фильм был включен в Национальный реестр фильмов США за свои художественные достоинства. Однако вряд ли создатели картины могли предположить, что выражение «день сурка» устойчиво войдет в английский и ряд других языков мира как синоним рутинно повторяющегося события, монотонной жизни.
20 сентября стало очередным «днем сурка» в российско-американских отношениях. Но давайте обо всем по порядку.
2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций». В «противники» были зачислены Россия, Иран и Северная Корея, но в фокусе этого законодательного акта находится именно наша страна.
Есть основания считать, что сам президент США не хотел вводить новые санкции против России, тем более — из-за мифического российского вмешательства в президентские выборы 2016 года. Но в условиях русофобского консенсуса в Вашингтоне ничто не мешало конгрессу преодолеть президентское вето, и Трамп был вынужден этот закон подписать.
Более того, закон CAATSA специально запретил президенту США отменять санкции без согласия конгресса. Документ обязал министерство финансов США представить конгрессу доклад о высокопоставленных российских чиновниках и бизнесменах. В законе детально прописано, что должен включать в себя этот доклад. В частности, одним из обязательных элементов является информация об отношениях лиц и организаций, о которых там пойдет речь, с президентом Владимиром Путиным. Надо также указать возможную связь фигурантов с силовыми структурами: ФСБ, СВР, Генштабом Вооруженных сил и Министерством обороны. Среди прочих компрометирующих факторов — вложение капиталов в экспортные нефте- и газопроводы России, помощь правительству Сирии в приобретении вооружений, участие в подрыве кибербезопасности США, содействие приватизации госактивов в пользу чиновников или их подставных лиц, причастность к нарушениям прав человека в России.
За прошедший с момента подписания закона год с небольшим он использовался уже не раз для введения всё новых и новых санкций против юридических лиц и конкретных граждан России.
20 сентября стал очередным «днем сурка», поскольку в этот день президент Трамп издал новый исполнительный приказ (Executive Order) под названием «Применение определенных санкций, предусмотренных законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций».
В частности, исполнительный приказ запрещает любому американскому финансовому учреждению выдавать займы попавшему под санкции лицу или организации «на общую сумму более $10 млн в течение любого 12-месячного периода». Также Экспортно-импортный банк США должен отказать в выдаче гарантии, страхования или кредита лицу, попавшему под санкции.
Ни Россия, ни какая-то другая страна в самом исполнительном приказе не упоминались, однако Трамп поручил Госдепартаменту такие страны и их граждан назвать, что Госдеп с радостью сделал. Ссылаясь на статью 231 CAATSA, Государственный департамент составил список из 33 граждан России и нескольких организаций России и Китая.
В список попали частная военная компания (ЧВК) Вагнера, «Оборонлогистика», а также авиазавод Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Среди физических лиц оказались начальник Главного управления Генштаба Вооруженных Сил Российской Федерации Игорь Коробов, а также предприниматель Евгений Пригожин.
Под раздачу попал и Китай за покупку российских Су-35 и С-400. США ввели санкции против департамента подготовки войск и снабжения Центрального военного совета КНР и его главы Ли Шанфу.
Что и говорить, «день сурка» да и только! Сколько их еще впереди?
Автор — профессор факультета права ВШЭ, американист
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции