Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Победили избиратели

Политолог Алексей Мартынов — об особенностях прошедших выборов
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Единый день голосования 2018 года состоялся. В 80 из 85 регионов страны прошли кампании разного уровня. 59 референдумов, 25 губернаторских выборов (в 22 регионах — прямые и в 3 — через законодательные собрания), 16 выборов региональных законодательных собраний и 7 — депутатов Госдумы. Цифры восхищают, но еще больше впечатляет то, как слаженно и честно стала работать избирательная машина нашего государства.

Пожалуй, это первое, на что имеет смысл обратить внимание: огромное количество избирательных кампаний — и минимальное количество жалоб. Причем даже со стороны записных критиков, постоянно подвергающих сомнению не итоги голосования, а саму российскую электоральную систему.

Действительно серьезные нарушения, такие как в Улан-Удэ, где заместитель председателя участковой комиссии собственноручно правил бюллетени, не остались без внимания правоохранительных органов. Всё остальное — либо фейки, либо ошибки членов избиркомов, они, в конце концов, тоже живые люди.

Участники выборов также признали отсутствие сколько-нибудь серьезных нарушений, причем буквально в один голос об этом говорят настолько разные политические силы, как КПРФ и «Яблоко».

Поэтому первый и самый главный итог ЕДГ: это был естественный политический процесс. Избирательная система живет, развивается, учится на собственном опыте — и сомнений в результатах выборов нет ни у победителей, ни у проигравших, ни у избирателей, ни у наблюдателей.

Выборы были конкурентными: говорить о тотальном доминировании какой-либо политической силы нельзя. Коммунисты гордятся своими результатами, но им нигде не удалось «перевернуть» ситуацию: КПРФ опередила конкурентов лишь в тех регионах, где их позиции были изначально сильны.

«Единая Россия» вновь на региональном уровне подтвердила свой статус партии власти: в подавляющей части регионов большинство выборных должностей заняли либо представители этой партии, либо поддержанные ею кандидаты. Где-то борьба была более драматичной, где-то — менее, но везде избирательный процесс был конкурентным, органичным, а не искусственным.

Ярким подтверждением этого являются вторые туры губернаторских выборов в четырех регионах, причем «полуфинальные» места поровну поделили представители КПРФ и ЛДПР. Во Владимирской области второй тур — это ясный сигнал Светлане Орловой, которая находится у власти в регионе с 2013 года, о необходимости коррекции методов и практики проводимой ею политики.

В Приморье невысокий результат врио губернатора Андрея Тарасенко можно объяснить не столько традиционными для этого региона межэлитными противоречиями, сколько форс-мажорными обстоятельствами: мощным наводнением, которое обрушилось на край в августе. Природное бедствие негативно сказалось как на явке избирателей, так и на результате кандидата от партии власти.

Но на что следует обратить особое внимание: Тарасенко не хватило до победы в первом туре около 3% голосов. И никому –—ни в администрации региона, ни в избирательной комиссии — даже не пришло в голову пытаться «натянуть» результат, применить «админресурс» и т.д. 

И это тоже, безусловно, крайне показательно: доверие к институту выборов важнее сомнительного результата в первом туре.

В целом же можно однозначно констатировать, что кадровая политика президента России, направленная на назначение временно исполняющими обязанности глав регионов молодых и перспективных управленцев с серьезным опытом, полностью оправдала себя. В Нижегородской, Магаданской, Орловской, Новосибирской, Омской, Самарской, Тюменской и многих других областях «кандидаты президента» одержали несомненную победу в первом туре благодаря тому, что с первых дней работы в регионе сумели зарекомендовать себя перед избирателями. Можно не сомневаться, что эта тенденция будет продолжена.

Единый день голосования – 2018 позади. В четырех регионах имена губернаторов станут известны через две недели, но общих итогов это не изменит: российская избирательная система подтвердила, что является открытой для всех готовых соблюдать закон кандидатов независимо от их идеологических предпочтений.

Поэтому не так уж важно, кто победил — всем избранным депутатам и губернаторам нужно будет работать вместе с другими представителями вертикали власти во благо граждан России. Важно то, как они победили — выборы были открытыми и честными, а результат не подлежит ни малейшему сомнению. В итоге победили все мы — избиратели.

Автор — директор Международного института новейших государств

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир