Нефтяники хотят компенсации за налоговый маневр
Вопрос о выплате компенсаций нефтяным компаниям при завершении налогового маневра в отрасли может быть затронут на заседании Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности. Об этом сообщил «Известиям» источник в крупной нефтяной корпорации, знакомый с ходом подготовки мероприятия. Возможность включения этой темы в повестку встречи, которая состоится уже в начале следующей недели, подтвердил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.
Как сообщил собеседник в отрасли, на предстоящей встрече с президентом Владимиром Путиным главы нефтяных компаний планируют поднять вопрос предоставления бюджетных субсидий в связи с налоговым маневром. В Кремле подтвердили, что речь об этом действительно может зайти на заседании.
— Не исключаем обсуждения этой темы, — сказал, отвечая на вопрос «Известий», пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Он также уточнил, что первое за три года заседание комиссии по ТЭК при главе государства пройдет 27 июля.
Реализация налогового маневра в нефтегазовой отрасли началась в 2015 году. Два закона о его завершении Госдума приняла 24 июля нынешнего года. Документы, первый из которых предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс, второй — в закон РФ «О таможенном тарифе», 28 июля были одобрены Советом Федерации. В начале августа их утвердил президент.
Принятые законы предполагают постепенное снижение ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты до нуля и одновременное равномерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — нефти и газового конденсата. Начиная с 2019-го экспортная пошлина на нефть в течение шести лет будет снижаться с 30% на 5% в год. Одновременно с этим до 2021 года будет повышаться НДПИ на нефть.
За счет реформы правительство рассчитывает получить дополнительные доходы в размере до 1,6 трлн рублей в течение шести лет. Ранее такую оценку инициативе давал вице-премьер Дмитрий Козак.
Стоит отметить, что нефтяники уже обращались к правительству с просьбой о смягчении или корректировке налогового маневра. В ходе обсуждения реформы они предупреждали, что из-за подорожания нефти на внутреннем рынке могут измениться и оптовые цены на нефтепродукты. Тогда кабмин пошел им навстречу — в маневре были предусмотрены два механизма: вычеты по акцизам (обратный акциз) для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и дополнительный демпфирующий акциз на нефтепродукты, который учитывает выгодность экспорта. При этом условием предоставления вычетов для НПЗ станет обязательная модернизация перерабатывающих производств.
Несмотря на это, и нефтяники, и топливные компании продолжают высказывать опасения по поводу роста цен на бензин выше инфляции в 2019 году. В апреле-мае нынешнего года поставки топлива в Европу стали выгоднее — курс рубля снизился, и это привело к тому, что оптовые цены на бензин превысили розничные. Для стабилизации ситуации стоит принять дополнительные меры, писал глава Российского топливного союза Евгений Аркуша помощнику руководителя администрации президента и бывшему замглавы Министерства энергетики Кириллу Молодцову в середине августа. Из-за маневра отрасль уже лишилась порядка 800 млрд рублей — такие данные привел в своем недавнем письме к президенту глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Обсуждение дополнительных льгот — справедливое требование, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его оценкам, даже с учетом уже предоставленных льгот нефтяники заметно теряют в доходах. При этом нефтяные компании, в частности, за свой счет финансируют поиск новых месторождений и увеличивают добычу на уже существующих.
Повышение субсидий на 100–150 млрд рублей могло бы решить проблему, считает эксперт. По его мнению, новые льготы вряд ли будут одобрены, однако компенсации могут предоставить в адресном порядке.