Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На этой неделе в Москве проходит XII Всемирный конгресс Международной ассоциации университетских театров. В его рамках организован и театральный фестиваль. Российская столица приняла этот известный смотр впервые. И те работы, которые мы увидели, доказывают, что студенческие постановки — вовсе не обязательно любительство и самодеятельность.

Отобранные спектакли имеют художественную и социальную ценность, многие из них являются в чем-то даже новаторскими и могут впоследствии быть «подхвачены» другими коллективами. Например, из Софийского университета Болгарии привезли «Ромео и Джульетту. Сонет бессмертной любви» — интерактивную постановку, активно вовлекающую в действие зрителей. Это увлекательно, живо и притом не эксперимент ради эксперимента. Филиппинский Театр Tanghalang Pilipino привез весьма необычную вариацию на фольклорные мотивы. Театр МОСТ демонстрирует на фестивале работу «4 Любы. Оттепель», сделанную по реальным документам времен оттепели...

Подобные примеры заставляют нас задуматься о самом феномене студенческих театров. Но для начала надо обратиться к истории вопроса. Первый публичный театр в нашем городе появился в 1756 году при Московском университете. Тогда актерскому мастерству не обучали. Артистами становились «явочным путем», мастерство передавалось из рук в руки. И так было десятилетиями. Обучать будущих звезд сцены стали куда позже — в студиях при театрах. Первое специализированное учебное заведение появилось лишь в 1809 году — это Щепкинское училище при Малом театре. А Школа-студия МХАТ набрала первый курс в 1943 году.

Таким образом, первые профессиональные актеры в Москве появились именно в университетской среде. И по-прежнему в недрах нетеатральных вузов много студентов, которым есть что сказать и показать на сцене. Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Широкая публика не догадывается, сколько всего любопытного, непредсказуемого, амбициозного появляется в стенах университетских театров. Ну а те, кто приходит на спектакли, не верят, что на сцене играют будущие биологи, филологи, математики, кибернетики. Но в этом и уникальность таких коллективов. Их артисты порой более осмысленно подходят к литературному материалу.

Почему? Ответ прост: помогает академическое, фундаментальное образование.  Например, большая часть артистов Театра МГУ — краснодипломники: лучшие выпускники, состоявшиеся ученые. Я сам, прежде чем возглавить театр, 19 лет проработал старшим научным сотрудником в Академии наук. В свое время здесь начинали народные артисты Ия Саввина, учившаяся на журфаке, Алла Демидова, пришедшая в театр с экономического факультета... В студенческом театре ставили спектакли Марк Захаров, Роман Виктюк, Петр Фоменко и многие мэтры отечественной драматургии. Ролан Быков руководил коллективом с 1957 по 1959 годы. В Театре МГУ играли Алексей Кортнев, Валдис Пельш, Ирина Богушевская, Максим Галкин.

У каждого — свой путь. Можно учиться актерскому мастерству в театральном вузе, а можно постигать профессию, работая с педагогами из тех же театральных учебных заведений в свободное время, а в основное — получать фундаментальные знания из других сфер, осваивая различные науки. Стажировка в театре идет без отрыва от учебы и длится восемь лет. Вслед за маленькими ролями приходят большие. А с первыми аплодисментами — успех.

У многих студентов, поступающих в театральные вузы, есть сверхзадача — прославиться, стать звездами. Они мечтают не об искусстве, а о том, чтобы их знала вся страна. Или же хотят просто заработать денег. Иное дело — у нас: в университетские актерские коллективы люди приходят просто потому, что им хочется играть, они одержимы творчеством. Такие люди отдаются сцене целиком. И для них театр действительно на первом месте. Наверное, в этом и секрет тех творческих результатов, которые демонстрируют подобные театры.

Автор — режиссер, педагог, художественный руководитель театра МОСТ (Московский открытый студенческий театр), заслуженный деятель искусств РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир