Ушел из жизни Дмитрий Владимирович Брусникин. Талантливый педагог, актер, режиссер. Он воспитывал не просто актеров, он воспитывал людей, потому что сам был большой человек и большой гражданин. Его уход — это удар по всему нашему сообществу и по каждому из нас лично.
Последние 20 лет моя жизнь была очень тесно с ним связана. В свое время именно он и Роман Козак пригласили меня преподавать в Школу-студию МХАТ. Мне хочется говорить о нем прежде всего как о педагоге, потому что именно с этой деятельностью в последние годы было неразрывно связано его имя.
Помню, когда в 2010 году ушел Роман Козак, я очень переживал за Брусникина, жалел его. Мне казалось, что их невероятная творческая история работает только в тандеме, что они неразделимы. Но, несмотря на потерю друга и соратника, Дима раскрылся как педагог, у него как будто открылось новое дыхание, он двинулся в сторону поиска, и всё это вылилось в его замечательный курс, который и стал его театром.
Сегодня театр уже в меньшей степени требует от артиста навыков лицедейства — зрителям в первую очередь интересны личности. Он хотел, чтобы его ученики непременно были личностями. Поэтому воспитывал в них лучшие качества. Хотел, чтобы они были честными, умными, интеллигентными. Чтобы были неразрывно связаны с жизнью страны, в которой они живут, и с людьми, среди которых живут.
Дима нес в себе человеческое достоинство, душевную теплоту и любовь. Его всегда хотелось обнять, и мы все его обнимали, держались рядом. А еще он был невероятно красивый и с годами становился еще красивее, потому что внутренняя жизнь человека всегда отпечатывается на его лице.
Он был любимым учеником Олега Николаевича Ефремова и в какой-то степени, мне кажется, был лучшим его продолжением. Лучшим из всех, кто на это продолжение претендует. Дима был таким же рыцарем театра, человеком бескомпромиссным и при всем этом глубоко интеллигентным, душевным, сердечным. Мне всегда казалось, что для него люди, человеческие отношения, порядочность и гражданственность стояли выше некоей артистической мастеровитости.
Ему было всего 60 лет. Совсем недавно мы праздновали его юбилей. Но самое ужасное и несправедливое, что он ушел в один из главных, поворотных моментов своей жизни — когда наконец получил собственный театр. Мы с ним разговаривали на эту тему, он мне говорил: «Буду теперь советоваться с тобой, Женя. Я же еще молодой художественный руководитель, а ты — уже старый, восемь лет театром руководишь».
Кто теперь подставит плечо его ребятам? Я помню, как сплочены они были в институте и как всё немного разладилось потом, когда у них не появилось своего театра. И вот теперь, когда они обрели свой дом, когда было столько радостных планов и задумок, столько всего... Это очень грустно.
Уход Димы — большая личная потеря не только для меня, но и для Театра имени Пушкина, потому что костяк и гордость нашей труппы сегодня составляют ученики Дмитрия Брусникина и Романа Козака. Они воспитали наших лучших артистов — Викторию Исакову, Александру Урсуляк, Александра Матросова, Сергея Лазарева и др. Со своими учениками Брусникин никогда не прерывал связь — всегда присутствовал рядом с нами, приходил в театр. Теперь вот Дима и Рома соединились, а мы остались одни...