Проверки на дорогах: получить права станет сложнее и дороже
Сдать экзамены в ГИБДД на получение водительских прав через полгода станет гораздо сложнее. Кроме того, за удостоверение придется заплатить больше. К чему нужно быть готовым при получении ВУ и допустят ли к экзамену должников — в материале портала iz.ru.
Болезненной темой для обсуждения среди автомобилистов стали новости об удорожании услуги оформления водительского удостоверения — с 2 тыс. до 3 тыс. рублей. Такие слухи расстроили не только будущих автомобилистов, но и тех, кому предстояло просто поменять права в связи с истечением их срока действия.
Права будущего
На самом деле паниковать не стоит. Стоимость оформления обычного «пластика» даже после вступления 3 августа в силу закона о повышении пошлин на выдачу ряда основных документов, не изменилась и составляет привычные 2 тыс. рублей. А 3 тыс. рублей будет стоить ВУ нового образца с чипами. Кстати, не стоит забывать, что скидка при оформлении любого документа через госуслуги составляет 30%.
Как уточнил в беседе с корреспондентом портала iz.ru представитель МВД России, речи о скором появлении инновационных прав не ведется — этот вопрос находится на ранней стадии разработки. А появление конкретной стоимости оформления документа связано лишь с необходимостью создания под него налоговой базы. Планы по чипированию связаны с общим курсом перехода на цифровые документы в России. Однако сказать точно, какая информация будет зашита в правах, пока нельзя. Известно лишь то, что с их внедрением в МВД надеются сократить число подделок.
«Новый документ от обычного отличаться не будет, но это только внешне. Внутри будет зашит чип с информацией, дублирующей ту, что находится на лицевой стороне водительского удостоверения, — уточнил представитель МВД России. — На ВУ будет нанесен невидимый глазу идентификационный код. Чтобы идентифицировать удостоверение, планируется использовать мобильные устройства или специальные устройства на стационарных постах, которые смогут считывать подобную информацию».
Все документы «старого» образца будут действовать до момента срока их истечения, а после заменяться на новые.
Больше практики
Что касается самого процесса сдачи экзамена для получения водительских прав в ГИБДД, то здесь будущих автомобилистов действительно ждут серьезные испытания. Через полгода вступит в силу проект постановления об изменении в правилах проведения экзаменов, разработанный МВД России. Главное нововведение: вместо проверки навыков управления на закрытых площадках ученикам придется быть готовыми к практическому экзамену в условиях реального дорожного движения.
Такое решение в МВД объяснили результатами анализа ДТП, произошедших по вине водителей. Оказалось, что чаще всего к авариям приводят несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушения правил проезда пешеходных переходов, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушения требований расположения транспортного средства на проезжей части.
При этом доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом, парковке или из-за несоблюдения бокового интервала, то есть при применении тех самых умений, которые сейчас проверяются при проведении экзамена на площадке, оказалась незначительной.
Таком образом, в МВД пришли к выводу, что упражнения на площадке всего лишь имитируют ощущение управления транспортным средством в условиях реального дорожного движения, но никак не дают будущим водителям всех нужных навыков. Чтобы исправить ситуацию, кандидатам уже через полгода придется демонстрировать инспекторам ГИБДД умение ориентироваться на дорогах с разрешенной скоростью движения более 60 км/ч и выполнять на дорогах общего пользования ряд маневров, которые сейчас обязательны для «площадки».
Магистральное обучение
Кстати, чтобы в автошколах могли лучше готовить кандидатов к быстрой езде, из ПДД исключается запрет на учебную езду на автомагистралях. Тем не менее опасаться, что неподготовленных учеников начнут массово отправлять на загруженные магистрали, не стоит: маневры будут оценивать на участках дорог с малоинтенсивным движением либо в тупиках и преимущественно за пределами жилой застройки.
Также уточняется возраст допуска к учебной езде. Так, обучаемому вождению на мотоцикле подкатегории А1 или мопеде должно быть не менее 15 лет (раньше точного возраста в этом случае установлено не было), на легковом или грузовом автомобиле — не менее 16 лет (ранее было не менее 17 лет), на мотоцикле категории А – не менее 17 лет, на автобусе — не менее 20 лет.
Когда на пересдачу?
В МВД также установили минимальные и максимальные сроки проведения повторных экзаменов для тех, кто провалился, — сейчас в правилах их просто нет. Теперь же предусматривается проведение повторного теоретического экзамена не ранее чем через семь и не позднее 30 календарных дней, а повторного практического экзамена — не ранее чем через семь и не позднее 60 календарных дней. С одной стороны, это означает, что после провала нельзя будет отправиться пересдавать экзамен уже на следующий день. Но зато и в ГИБДД должны будут обеспечить своевременную готовность принять экзамен и не растягивать этот процесс на месяцы.
Полезным нововведением станет возможность записаться на экзамен в ГИБДД в любом городе, независимо от прописки. Главное, чтобы у кандидата на руках были документы об окончании обучения в автошколе, имеющей необходимую лицензию. В противном случае гражданину с «серой» справкой в допуске к сдаче экзаменов откажут. Также в ГИБДД смогут аннулировать результаты экзаменов, если окажется, что сдача прошла с нарушениями.
Что касается практического экзамена на право управления мототранспортными средствами, то в этом плане ничего не изменится — его продолжат принимать на закрытых площадках.
Автошколам приготовиться
Таким образом, получается, что, несмотря на ряд ужесточений, сдача экзамена становится даже более удобной. Такое мнение, в частности, в беседе с корреспондентом портала iz.ru выразил председатель правления Союза автошкол Александр Ачкасов.
«Из добросовестных автошкол уже сейчас выходят профессионалы, в таких организациях давно готовы к подготовленным изменениям, — сказал Ачкасов. — Да, сейчас мы формально делим «площадку» и практику, но ничего нового в том, чтобы сдавать все упражнения в реальных условиях, для нас нет. И, на мой взгляд, это решение верное. Потому что кто-то может зазубрить как теорию, так и основы выполнения практических упражнение на площадке. Но на дороге такие люди всё равно будет чувствовать себя неуверенно. А теперь на дороги после получения прав будет выезжать всё больше уверенных в себе водителей, а не зеленых новичков. Такой порядок сдачи на права уже давно работает в международной практике, и результаты только положительные. Полгода — это достаточный срок для автошкол немного перестроиться, ничего страшного в этом нет, никакого удорожания обучения это не вызовет».
Ачкасов также уточнил, что, хотя учебную езду на легковом автомобиле разрешили уже с 16 лет, сдавать экзамен в ГИБДД и получить водительские права всё равно можно будет лишь с 18 лет. «Документы о завершении обучения в автошколе не имеют срока давности, главное, если был существенный перерыв между обучением и сдачей экзамена в ГИБДД, внимательно всё повторить и попрактиковаться», — отметил Ачкасов.
Экзамен под камерами
В свою очередь, президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре заявила корреспонденту портала iz.ru, что ужесточение приема экзамена приведет к необходимости более тщательной подготовки самих инструкторов. По ее мнению, сложности, с которыми могут столкнуться кандидаты в водители в будущем, будут стимулировать их лучше готовиться. И, как следствие, это приведет к снижению аварийности на дорогах.
Между тем президент Гильдии автошкол Сергей Лобарев заметил, что главное при приеме таких экзаменов — исключить для инспекторов ГИБДД возможность выставления субъективных оценок. Впрочем, учитывая, что весь процесс должен будет фиксироваться на видеокамеры, подобные ситуации должны быть сведены к минимуму.
Госуслуги для водителей
При успешной сдаче экзамена получить ВУ пока можно только в ГИБДД. Однако, как ранее писала газета «Известия» со ссылкой на МВД, скоро водительское удостоверение можно будет получать и в многофункциональных центрах госуслуг (МФЦ).
Дело в том, что, согласно законодательству, сейчас в МФЦ документ можно лишь переоформить. С 1 декабря 2018 года по 1 марта 2019 года в Татарстане пройдет пилотный проект по выдаче прав в МФЦ. В случае успеха эксперимент продолжится и в других регионах.
Пешие должники
Важно помнить, что автомобилистов могут лишить права управления автомобилем не только из-за грубых нарушений ПДД, таких как, например, пьяное вождение, но и за неоплаченные долги и штрафы. При этом именно водители, по данным Федеральной службы судебных приставов, считаются самой крупной категорией должников. Так, если с водителя не получается списать долги через банковские карты, приставы могут наложить ограничение на право управления автомобилем.
Как уточнили в ФССП в беседе с корреспондентом портала iz.ru, минимальная сумма долга, при которой можно «лишиться руля» — 10 тыс. рублей. Бывают ситуации, когда водителей просто нет средств, чтобы расплатиться с приставами, — таких граждан могут приговорить к исправительным работам.
А вот идеи о том, чтобы запретить должникам сдавать на права, как уточнили в ведомстве, пока находятся в стадии обсуждения.