Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Сегодня возможность приобрести жилье за счет собственных или заемных средств есть лишь у 20–30% населения. Чтобы разрешить этот дисбаланс, президент поставил задачу формирования рынка доступного арендного жилья. Он призван, с одной стороны, создать предпосылки трудовой мобильности населения — прежде всего молодежи, с другой стороны, создать альтернативный существующему механизм решения социальных задач государства через инструмент субсидированного найма. Так это решается в большинстве развитых экономик мира, где рынок такого жилья зачастую превышает 50%.

Главным плюсом такого решения станет обеспечение эффективности и адресности, так как право на субсидированный найм легко администрируется и дифференцируется, обеспечивая достижение одной из важнейших целей государственной социальной политики — справедливое распределение мер поддержки. Переход от предоставления жилья в собственность в качестве меры социальной поддержки к созданию фонда субсидируемого некоммерческого найма может позволить решить ту самую извечную проблему России — закрыть «жилищный вопрос», упразднив очереди. На сегодня свыше 2 млн семей формируют перечень потенциальных потребителей такого жилья. Причем это именно те люди, которым объективно необходима помощь государства.

Вторым, пожалуй, даже более важным аспектом, является то, что рубль, направленный на субсидирование такого найма, способен привлечь как минимум шесть-семь рублей рыночных инвестиций, кратно увеличив охват граждан мерами господдержки. Причем это позволит решить проблемы именно наименее защищенных категорий наших граждан. Такое решение трансформирует государственные издержки в потенциал для развития бизнеса. Причем это может привлечь широкий круг консервативных инвесторов.

Вариантом решения такой задачи могло бы стать включение жилья некоммерческого найма в число возможных объектов концессионных соглашений. Разумеется, с формированием соответствующих финансовых инструментов с высоким уровнем надежности, привлекательных как для пенсионных фондов, так и для населения. Это может стать хорошим инструментом накопления и сбережения с прозрачным обеспечением и понятной доходностью. Подобный вариант инвестирования к тому же отвечает запросу на долгосрочность, что выгодно выделяет его на фоне трех–пятилетних банковских депозитов. Такой законопроект нами уже подготовлен, он проходит обсуждение в Государственной думе.

В развитие возможностей подобного института было бы разумно рассмотреть тарификацию арендных платежей в таком жилье. Косвенно это предусмотрено в законе о жилье некоммерческого найма. Оплачивать социальный норматив жилой площади за своих сотрудников мог бы работодатель — по аналогии с вахтовыми затратами. Это особенно актуально для территорий опережающего развития. Сформированный рынок жилья и затраты на его создание ложатся существенным грузом на эффективность экономики этих территорий. А между тем они могли бы стать механизмом привлечения дополнительных инвестиций.

Автор — депутат ГД РФ, председатель экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир