Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Шторм и штурм

Пострадавший от непогоды фестиваль Park Live завершился выступлением Massive Attack
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В парке Горького прошел музыкальный фестиваль Park Live. Из двух наиболее ожидаемых концертов смотра — Gorillaz и Massive Attack — первый оказался сорван: музыканты, сыграв несколько песен, прервали выступление из-за начавшейся бури. Зато на финальном шоу, что называется, звезды сошлись: погода не подкачала, да и артисты были в ударе.

Вместо запланированного часа Massive Attack играли около полутора часов, расщедрившись на четыре биса (в их числе — роскошные Unfinished Sympathy и Take It There), а лидер коллектива Роберт Дель Найя то и дело обращался к публике на русском. К слову, «русифицированным» был и видеоряд. На заднике сцены мелькали фразы, лозунги, заголовки СМИ, призванные создать ощущение медийного хаоса, бесконечного информационного шума, в котором существует современный человек.

Некоторые текстовые «осколки», впрочем, попадали точно в цель и вызывали бурную радость аудитории. Интересно было бы узнать, чья идея — упомянуть твиттер-мем «Как тебе такое, Илон Маск?» и название пародийной песни Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий». Иногда словесная мозаика приобретала политический или социальный оттенок, но Роберт Дель Найя — не Роджер Уотерс, чтобы превращать свои выступления в митинги. Он прежде всего художник, и его цель — создать выразительный образ, визуальный и звуковой. Стоит признать, ему это удалось.

На экраны по обе стороны от сцены выводилась черно-белая трансляция выступления, выгодно оттеняя основную декорацию. Но порой картинка становилась монохромной везде, и тем эффектнее выглядело возвращение цвета — пусть и в виде бегущих строк или вспыхивающих слов. Лаконизм изобразительного ряда гармонировал с музыкой: концертные аранжировки песен Massive Attack менее изысканны, чем студийные версии, и весьма минималистичны, но зато полны какой-то первобытной, первозданной энергии.

При живом исполнении в большинстве композиций детали неизбежно теряются, на первый план выходит упругий пульсирующий бас, но зато появляются куда более яркая динамика и экспрессия. Так, в песне Future Proof от одинокого начального гитарного риффа звучание вырастало до грандиозной кульминации в середине — воплощения звукового хаоса. А в Voodoo In My Blood агрессивные выкрики воспринимались почти как шаманские камлания.

Поток этой энергии не отпускает слушателя до конца, и концерт пролетает на одном дыхании. Только когда музыканты уходят со сцены, начинаешь понимать, что всё позади и не будет уже многих песен, которых ждал. Где Karmacoma? Где Teardrop? Где, в конце концов, Spoils с одноименного сингла — новейшего на данный момент релиза Massive Attack (к слову, номеров с женским вокалом прозвучало всего два)? Правда, с предшествующего ему мини-альбома Ritual Spirit были исполнены почти все треки — впервые в нашей стране. И это были одни из лучших моментов шоу наряду со знаковыми Safe From Harm и Inertia Creeps.

Да, дискография Massive Attack такова, что за бортом полуторачасового шоу неизбежно останется множество первоклассных композиций. Поэтому в данном случае важнее, насколько убедительной выходит драматургия программы в целом. На вчерашнем шоу ей, пожалуй, не хватало единого вектора и контрастов. Путь от Hymn of the Big Wheel из дебютного альбома Blue Lines до бисовой Splitting The Atom из последней на данный момент долгоиграющей пластинки Heligoland был неочевидным.

Однако таков и путь самого коллектива, выпускающего новые альбомы крайне нерегулярно, отправляющегося в турне лишь время от времени (так, в Москве они в прошлый раз были в 2010 году) и, кажется, вовсе не считающего необходимым играть по законам шоу-бизнеса. Они творят в свое удовольствие и не пытаются угождать публике. Остается только надеяться, что этот путь будет почаще, чем раз в восемь лет, пересекаться с нашей страной.

 

Читайте также
Прямой эфир