Образование в Сибири имеет мощные исторические корни и прочный академический фундамент. Новосибирск, отметивший этим летом лишь свое 125-летие, держит пальму первенства и в области научных разработок, и в качестве высшего образования. Об этом свидетельствует нахождение в топах различных российских и международных образовательных рейтингов ведущих вузов города — НГУ и НГТУ.
Художественное образование в Новосибирске развивается в густой тени университетов, и несмотря на то что единственная от Урала до Дальнего Востока Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки считается по престижности третьей в стране, ей пока далеко до славы столичных «сестер» (МГК и СПбГК).
Между тем Новосибирск — город больших амбиций, которые в сфере образования стремятся реализовать не только представители университетского сообщества, но и деятели культуры. Очевидно, что в авторитетные международные образовательные рейтинги любому российскому художественному вузу будет войти непросто. Ведь это весьма специфические — узкопрофильные, как правило, — небольшие автономные учебные заведения, не вписанные ни в какую университетскую систему, например, по типу американской или китайской, когда институт искусств является частью большого регионального университета и участвует в формировании его рейтинга.
Стремление Новосибирской консерватории к вхождению в мировые образовательные рейтинги, безусловно, достойно поддержки. Но еще более важно возродить и укрепить имидж учреждения в профессиональной среде, а также поднять престиж консерватории до уровня известных музыкальных вузов Европы и Америки. Хотелось бы уже в недалеком будущем наблюдать более активный приток абитуриентов в нашу консерваторию, уровень которой не отличался бы, например, от Музыкального университета имени Фридерика Шопена, Венского университета музыки и исполнительского искусства, Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца и т.д.
Располагаем ли мы необходимыми для этого ресурсами? Вполне! Опираясь на европейские академические традиции исполнительства и музыкознания, успешно развивая их, Новосибирская консерватория выпустила целую плеяду прославленных музыкантов, и речь идет не только о знаменитых скрипичных исполнителях, чьи имена на слуху во всем мире. Наши достижения на академическом поле профессии несомненны, однако этого недостаточно для прогрессивного развития вуза.
Дело в том, что в условиях быстро меняющихся образовательных стандартов музыкальные академические вузы неизбежно оказываются в хвосте общих тенденций. Элитарное художественное образование, словно рыцарь в замке из белой кости, зачастую неохотно и медленно реагирует на запросы современного цифровизованного пространства. Незнание законов нонпрофитного менеджмента, элементарный профессиональный снобизм не позволяют консерваторскому сообществу адекватно реагировать на духовно-культурные запросы времени, делая образование в хорошем смысле клиентоориентированным, то есть идущим от потребностей общества, а не только лишь от своих профессиональных увлечений и амбиций. Подобная «игра в бисер» делает образование в консерваториях не вполне конкурентоспособным, с каждым годом всё более отдаляющимся от реальности. Как результат — наболевшие разговоры о невозможности применения требуемых стандартов в сфере музыкального образования, о вечном недопонимании специфики художественных вузов.
В создавшейся ситуации необходимо сформировать уникальный облик единственной сибирской консерватории, который отражал бы самые актуальные тенденции как в культуре, так и в других различных сферах жизни современного общества. В этой связи невозможно действовать без учета особого географического положения региона и разнообразных социокультурных контекстов вокруг деятельности музыкантов в Новосибирске.
Очевидно, что настало время преодолеть обусловленную рядом факторов изоляцию консерватории. Причем упор должен быть сделан не столько на художественный импорт и усвоение прогрессивного опыта столичных и зарубежных коллег, сколько на экспорт наших профессиональных достижений. С учетом огромного спроса необходима их трансляция как на внутреннем образовательном рынке (Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток), так и со стороны наших многочисленных азиатских соседей. Естественным процессом при такой деятельности будет вхождение Новосибирской консерватории в различные творческие ассоциации, профессиональные объединения. Первые шаги в этом направлении уже сделал глава попечительского совета Михаил Симонян, выступивший с инициативой создания Ассоциации выпускников НГК. Это важно и необычайно актуально сейчас, так как до сих пор совершенно не использовался потенциал наших, прежде всего корейских, китайских, вьетнамских (и других зарубежных), выпускников, а также многочисленных воспитанников НГК, работающих за границей. А это — и рекрутинг, и укрепление имиджа вуза, и организация всесторонней поддержки его деятельности.
В таких условиях основная задача любого музыкального вуза, в том числе и Новосибирской консерватории, — не формальное (бумажно-процентное) повышение рейтинга высшего музыкального образования, а взращивание самодостаточных, конкурентоспособных на рынке услуг специалистов, умеющих убедительно доносить посылы классического наследия, осознанно транслировать его ценности, пропагандировать в лучших традициях, думающих, ответственных, настоящих мастеров мировой музыкальной культуры.
Автор — заведующая кафедрой теории музыки Новосибирской государственной консерватории имени Глинки
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции