Инициатива по созданию российских офшоров для перерегистрации компаний из зарубежных зон на условиях особого налогового и административного режима вызвала много вопросов. Ужесточение требований к проверке происхождения средств международными банками и появление санкционных списков привели к тому, что владельцы многих компаний, как почти 10 лет назад сказал президент, были вынуждены «пыль глотать». Раньше деловые и финансовые риски часто перевешивали преимущества. Однако нынешние поправки в законодательство могут оказаться более успешными, в том числе благодаря учету опыта и консультациям с потенциальными резидентами новых специальных административных районов (САР).
Во-первых, в условиях возможного усиления санкций крайне полезно иметь инструмент для привлечения компаний с режимом, снимающим часть валютных и налоговых ограничений. Принятые в первом чтении законопроекты решают большинство проблем потенциальных резидентов и, скорее всего, будут для них привлекательными. Дополнительные гарантии конфиденциальности могут оказаться весьма заманчивыми на фоне сужения таковых в классических офшорах.
Во-вторых, опыт Казахстана показывает, что стратегия выстраивания качественных институтов на ограниченной территории с привлечением международной практики и экспертов приводит к положительным результатам. Снижаются риски работы на развивающемся рынке, появляются дополнительные гарантии. Следующим шагом может и должно стать привлечение зарубежных компаний, желающих воспользоваться этим механизмом, и внедрение положительного опыта по всей стране. Процесс не самый быстрый, но, для того чтобы перенести этот опыт на российскую почву, он может быть полезен. Возможна и эволюция по пути нового «крипторая» Евразии — Белоруссии — привлечение в такие зоны компаний, развивающих передовые технологии и нуждающихся в новой регулятивной среде, но на этой стадии не нуждающихся в выводе своих продуктов на внутренний финансовый рынок. За такие компании идет большая конкурентная борьба, налоговые возможности неочевидны, и предоставление льгот является вполне разумной стратегией.
В-третьих, выбранные районы — в Калининградской области и Приморском крае — уже расположены в регионах с особыми условиями для бизнеса, в том числе связанными с географией. Развитие данных территорий входит в государственные приоритеты, а неограниченное привлечение иностранной рабочей силы также будет соответствовать этим целям и не будет создавать проблем для адекватной миграционной политики.
В-четвертых, заявленная схема не приведет к ущербу для налоговых поступлений. Непрерывность деятельности компаний-резидентов позволит более успешно функционировать их производственным структурам, повышая налоговую базу, тогда как обложение на уровне материнских компаний большие средства в казну приносит редко.
Естественно, многое зависит от скорости и качества запуска новых специальных административных районов. Само их название напоминает о статусе Гонконга — по сути, такой же островной зоны с особыми миграционными налоговыми и даже валютными правилами, сформировавшейся на протяжении многих десятилетий и работающей на пользу экономики материкового Китая. А также от качества работы администраций САР и подразделений федеральных структур. Налоговая амнистия и предыдущие попытки деофшоризации не были удачными в первую очередь из-за низкого доверия и недостаточно продуманного механизма льгот — сейчас есть шанс сделать новые структуры успешными и привлекательными. Их своевременная реализация может добавить качества и скорости росту экономики Калининграда и Владивостока — форпостов страны на Балтике и Тихом океане, а также и всей России в целом.
Автор — управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию рейтингового агентства «Эксперт РА»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции