Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В РЖД сообщили об укладке нового пути на месте схода вагонов в Коми
Общество
Суд арестовал обвиняемого в причастности к теракту в Дагестане
Мир
Орбан провел короткий разговор с Зеленским перед началом саммита ЕС в Брюсселе
Происшествия
Крыша рухнула в многоквартирном доме в Пензенской области
Авто
Самый доступный кроссовер Hongqi начали продавать в РФ
Мир
Орбан призвал ЕС определиться с целями в конфликте на Украине
Мир
Президента Конго в России угостили пельменями с перепелкой и десертом «Гжель»
Мир
Колокольцев выступил за выработку рамочных мандатов миротворцам ООН
Мир
Лавров осудил попытку военного госпереворота в Боливии
Общество
Суд арестовал замгендиректора ООО «Исприн» по делу о пожаре во Фрязино
Мир
На Мальдивах министра заподозрили в применении черной магии в отношении президента
Мир
Неизвестные пытались выманить у жителей Севастополя фото последствий атаки ВСУ
Мир
Мэр Киева Кличко сообщил о взрыве на энергообъекте в центре города
Политика
В Кремле подтвердили подготовку визита Аббаса в Россию
Мир
Боррель положительно оценил возможность использовать доходы от активов РФ
Мир
Times сообщила о подготовке плана террора против РФ уехавшими из страны политиками
Пресс-релизы
Состоялась премьера тизера фильма «Василий» с Александром Петровым

Забытый классик

Писатель Сергей Дмитриев — о подвижническом пути Владимира Короленко
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

27 июля исполняется 165 лет со дня рождения Владимира Галактионовича Короленко — можно сказать, забытого классика русской литературы. В свое время Пушкин писал о Грибоедове: «Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны». В полной мере это относится и к Короленко.

Общественный интерес часто накатывает волнами — сначала резкий взлет, а затем неумолимый спад. В 1988 году, ровно 30 лет назад, когда вышли «Письма к Луначарскому», запрещенные более 70 лет, Короленко кинулись читать все. А потом снова стали забывать.

Он замалчивался и в советское время. Конечно, его почитали как важного писателя-народника. Но, как известно, он выступал против большевиков, у него были сложные отношения с Лениным, который серьезно критиковал Короленко в своих статьях — это не могло не наложить отпечаток. Классикой были признаны «безопасные» произведения писателя — «Дети подземелья» и «Слепой музыкант». По ним снимались фильмы («Слепой музыкант» Татьяны Лукашевич и «Среди серых камней» Киры Муратовой. — «Известия»), только их и изучали в школе. 

Тем не менее Короленко, на мой взгляд, забывать нельзя. Прежде всего, без преувеличения, это самый яркий публицист в русской литературе. За свою жизнь он написал семь сотен публицистических произведений. Он всегда откликался на злобу дня, будь то дело Бейлиса, Мультанское дело (громкие судебные процессы по ритуальным убийствам. — «Известия»), Сорочинская трагедия (жестоко подавленный бунт в Полтавской губернии. — «Известия») или еврейские погромы. Я бы сказал даже, что он был более публицист и политик, чем художественный романист и писатель. В этом плюс и минус его творчества. История стала забываться, и, соответственно, Короленко стал уходить куда-то на второй план.

Вторая яркая его черта — он был издателем. Более 20 лет он возглавлял журнал «Русское богатство», который имел в те годы такую же популярность, как «Новый мир» в советские времена. Издательская деятельность, суды, цензурные преследования отнимали у него много сил и времени.

Но самое главное — Короленко был правозащитником № 1 в нашей литературе. Он постоянно помогал бедным, обездоленным, жертвам гонений. В годы революционной смуты он был единственным из русских писателей, кто всего себя посвятил помощи простым людям. Он создал Общество помощи военнопленным, которое содействовало тем, кто возвращался из немецкого плена. Он создал Лигу спасения детей, которая, по моим подсчетам, спасла от голода и смерти более 20 тысяч ребят. Когда в 1921 году случился голод, он создал Общество помощи голодающим. Когда началась Гражданская война, Короленко ходил и в «белую» контрразведку, и в ЧК, чтобы вызволять людей.

Он был уникальной фигурой. Важно помнить, вспоминать Короленко, читать его произведения. В них заложен спасительный заряд нравственности, добра и справедливости. Приведу очень важные слова Бунина, сказанные в одном интервью в 1913 году: «Когда жил Лев Николаевич Толстой, мне лично не страшно было за всё то, что творилось в русской литературе. Теперь я тоже никого и ничего не боюсь: ведь жив прекрасный, непорочный Владимир Галактионович Короленко». 

Короленко был моральным авторитетом и для самого Льва Толстого. Есть известная история их встречи в 1902 году. Тогда Толстой прямо сказал Короленко: «Счастливый вы человек, Владимир Галактионович. Вот вы были в Сибири, в тюрьмах, в ссылке. Сколько я ни прошу у Бога, чтобы дал и мне пострадать за мои убеждения, — нет, не дает этого счастья». Читая статью Короленко «Бытовое явление» о смертной казни, Толстой не мог сдержать слез.

До недавнего времени Короленко издавали мало. Сегодня ситуация понемногу меняется в лучшую сторону. Недавно издательство «Вече» впервые за 50 лет опубликовало все сибирские очерки и рассказы Короленко, написанные в годы ссылки, и книга хорошо продается. «Чудная», «Яшка», «Убивец», «Сон Макара» — я бы посоветовал обратить внимание на эти повести каждого, кто хочет лучше узнать народную жизнь в дореволюционной России.

В другом издательстве впервые с советских лет, наконец, переиздана «История моего современника» — главный труд его жизни — автобиографическая проза, над которой он работал почти 20 лет. Это произведение, в частности, очень любил Максим Горький (который, к слову, был учеником Короленко — именно тот в свое время ввел Горького в литературу). Долгое время эта книга была практически забыта, и очень хорошо, что она снова доступна широкому читателю.

Заслуживает внимания и публицистика Короленко. «Письма к Луначарскому» — это, как мне кажется, самое яркое произведение о революции, которое необходимо прочесть любому школьнику и студенту, чтобы понять нашу историю.

Об авторе — писатель, кандидат исторических наук

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир