Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

13 июля исполняется 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Михаила Пуговкина. Так уж получилось, что мы познакомились с Михаилом Ивановичем на моей первой работе в кино, а он снялся у меня в своей последней роли. Между этими проектами — более 30 лет нашей дружбы, которой я очень горжусь.

Впервые я с ним встретился в 1970 году на съемках фильма-сказки Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса». Я работал организатором кинопроизводства (старшим администратором по подготовке съемочного процесса), отвечал за пребывание Михаила Ивановича на площадке, за его перемещение в гостиницу и обратно. Сейчас у артистов есть райдеры, а раньше ничего не было, но тем не менее мы старались создать особые условия для кумира. Михаил Иванович всегда приезжал на съемки с женой Александрой Николаевной. Номер им подбирали побольше. Тогда в гостиницах не было телевизоров, а Пуговкин любил в свободное время смотреть разные передачи и кино. Поэтому актер возил с собой свой собственный телевизор. После съемок он ехал в гостиницу, садился перед ним, и никто ему не должен был мешать.

Александр Роу очень тепло и уважительно относился к Михаилу Ивановичу. Когда режиссер просил артиста: «Михаил Иванович, а вы бы не могли вот так сыграть?», тот отвечал: «Понял, Александр Артурович. Штамп № 8». Пуговкин играет, режиссер доволен. «Замечательно», — хвалит он его. «Ну, я же говорил — это штамп № 8». Михаил Пуговкин был не чужд самоиронии.

Роу снимал Пуговкина несколько раз, в том числе и в своей последней картине «Золотые рога». После планировал сделать еще одну сказку — «Финист — Ясный сокол». Даже утвердил Михаила Ивановича на роль воеводы. Но приступить к съемкам уже не успел... Продолжил дело ученик Роу Геннадий Васильев. В память об учителе он сохранил актерский состав. Там было много хороших артистов, но Михаил Иванович в любой компании становился самой яркой звездой. И ведь он ничего для этого специально не делал, просто был самим собой.

В силу комедийного таланта Михаила Пуговкина верил и еще один режиссер — Леонид Гайдай. Пригласив артиста в фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», он снял его еще в пяти картинах. И эти работы только укрепили всенародную славу Пуговкина. Актер, впрочем, очень спокойно относился к своей сумасшедшей популярности и был лишен звездной болезни. Как-то мы ехали с ним со съемок, а то время по телевизору шли «Семнадцать мгновений весны». Михаил Иванович говорит мне: «Как же я завидую Вячеславу Тихонову». «Почему? Вам же самому прохода не дают поклонники!». «Нет, нет. Это не то. Так хочется просто помолчать в кадре. А то я всё скачу да прыгаю».

Все комедийные артисты мечтают сыграть Гамлета. Вот и Пуговкин хотел сделать что-то против своей фактуры. Однажды ему это удалось. Эльдор Уразбаев предложил ему в своем телевизионном фильме «Визит к Минотавру» роль жесткого, неприятного типа, бандита Мельника. Пуговкин и в этом образе оказался убедительным. Хотя в жизни Михаил Иванович был добрейшим, порядочным, эрудированным человеком с большим чувством юмора и бесконечной иронией к себе самому и окружающему миру. Пуговкина называли королем эпизода. Так уж сложилась судьба артиста, что главных ролей у него практически не было. Зато его эпизоды порой становились ярче главных ролей. 

Мало кто знает, что Михаил Иванович в 1943 году попал в первый набор Школы-студии МХАТ. Директор театра, народный артист СССР Иван Москвин взял его даже без аттестата — за талант и геройскую биографию (Пуговкин воевал). Но с самим МХАТом отношения актера не сложились. Он рассказывал мне, как однажды раз и навсегда порвал с этим театром. На одной из репетиций режиссер три раза перепутал его фамилию. Михаил Иванович поправил: «Я — Пуговкин. Еще раз назовете неправильно, я вообще уйду из театра». Тот опять перепутал, и Пуговкин написал заявление об уходе.

Каждая его роль была им создана с наслаждением, искренне. И не так важно, большая это роль или эпизод — он всегда на 100% был готов к съемкам. В каждой своей работе он выкладывался до конца. Все знают его знаменитый танец вприсядку в фильме «Свадьба». На съемочную площадку картины, в которой снимались Эраст Гарин, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Пуговкин приехал после фронта, с ранением, и рана еще не затянулась. Но он так лихо танцевал, что после этого в сапогах его хлюпала кровь.

Похожий героизм он проявил и в последней роли — в сюжете «Грызуны» киножурнала «Ералаш». Он уже очень плохо себя чувствовал. Но я уговорил его все-таки выйти на площадку, вернее — выехать. По старой памяти Михаил Иванович не отказал, ведь он неоднократно снимался в «Ералаше». И его выкатили на инвалидном кресле. Но зрителям немощь мэтра видна не была. Сила обаяния Пуговкина все затмевала.

14 июля на родине Михаила Ивановича в Чухломе Костромской области откроется фестиваль «Чухломская пуговка». Его организовали в память об артисте. К землякам Михаила Ивановича приедут артисты, там в тесной компании и отметим юбилей кумира.

Автор — режиссер, сценарист, создатель и художественный руководитель киножурнала «Ералаш», заслуженный деятель искусств РФ

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир