C 2019 года по биометрии начнут сверять мобильные номера
С будущего года по биометрическим параметрам (изображение лица, голосовой слепок) можно будет сверить не только паспортные данные гражданина, но и номер его мобильного телефона. Сейчас идет соответствующая доработка единой биометрической системы, рассказал «Известиям» источник, близкий к ЦБ. Информацию подтвердили два банкира, знакомых с ситуацией. По словам экспертов, привязка биометрии к номеру мобильного телефона сведет риски идентификации банковских клиентов к нулю, а также упростит и повысит качество дистанционного обслуживания граждан.
Единая биометрическая система (ЕБС) заработала в России 1 июля 2018 года. С этого времени банки начали полномасштабный сбор биометрических параметров (изображений лица и голосовых слепков) в своих отделениях. По словам источника, близкого к ЦБ, уже в следующем году по биометрии можно будет сверить не только паспортные данные гражданина, но и номер его мобильного телефона. Если у человека несколько SIM-карт, все номера будут привязаны к биометрическим параметрам, и это можно будет проверить. Банкиры, знакомые с ситуацией, подтвердили «Известиям» эту информацию.
Проверка номера мобильного телефона по биометрии будет проходить следующим образом. Клиент обращается в банк дистанционно для получения вклада или кредита, банк запрашивает ЕБС для проверки биометрических параметров клиента и номера мобильного телефона. ЕБС связывается с единой системой идентификации и аутентификации на портале госуслуг. Далее клиент дает согласие на проверку, вводя логин-пароль от портала. Банк получает ответ, соответствуют ли биометрические параметры клиента номеру его мобильного телефона или нет.
По словам собеседников «Известий», сейчас решается несколько вопросов для внедрения новации. Один из них — как именно отвязать номер от биометрии в случае его смены.
— Мы знаем об этой инициативе, — сообщила главный операционный директор Альфа-банка Мария Шевченко.
По ее словам, проверка телефона по биометрии позволит избежать мошенничества при получении кредитов. Для банков это — дополнительный способ идентификации клиентов, что упрощает и облегчает доступ граждан к новым продуктам и услугам, отметил руководитель департамента цифровых каналов «БКС Премьер» Алексей Аверин.
— Новация позволит снизить случаи мошенничества, связанные с использованием телефонных номеров, — считает директор департамента ИТ-развития банка «Открытие» Олег Зайцевский. — Пока у банков нет возможности со стопроцентной гарантией проверить, принадлежит ли предоставленный номер клиенту. Как правило, для подтверждения банковских операций используется ОТР-код, который нужно ввести либо в мобильном приложении, либо в банкомате. Однако то, что у человека есть активная SIM-карта, не означает, что она на него зарегистрирована. Соответственно привязка номера к биометрии и паспортным данным может навести порядок в этом сегменте.
Сверка биометрии с номером мобильного телефона позволит однозначно идентифицировать человека, который использует услугу, согласен ведущий аналитик компании «СерчИнформ» Алексей Парфентьев.
— Телефонный номер применяется для подтверждения намерений человека совершить банковскую операцию, и связка биометрии с ним — это дополнительный параметр, который сведет риск ошибки идентификации к нулю, — отметил он.
Привязка биометрии к мобильному номеру необходима для дополнительной идентификации, уверен эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.
— Такая привязка позволит банкам в разы снизить риски, связанные с утечкой персональных данных клиентов, — добавил эксперт. — Данные в ЕБС надежно защищены в том числе от хакерских взломов. Если ранее кибермошенники могли использовать дубликаты SIM-карт для кражи данных о счетах клиентов, то теперь идентификация будет проходить совместно с биометрическими параметрами, которые подделать невозможно. А если клиент решит сменить номер, система учтет данный факт и отключит все возможные действия со старым мобильным, что позволит исключить риски, связанные с утечкой информации.
Для банка связка телефона с биометрическими данными полезна при открытии счетов, совершении переводов, оформлении депозитных и кредитных продуктов, отметил начальник отдела скоринговых моделей и информационных источников данных Бинбанка Дмитрий Герасимов.
Но для максимальной достоверности подтверждать принадлежность номера должен оператор сотовой связи, только у них есть данные по всем абонентам, считает Олег Зайцевский.
Благодаря биометрии граждане смогут получать банковские услуги без посещения офиса банка. Для этого им нужно связаться с кредитным учреждением по телефону или видеосвязи. Банк по ЕБС проверит биометрические параметры клиента и, в случае их соответствия, выполнит все необходимые действия.