Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Сделка раздора

Политолог Александр Ведруссов — о том, как разрыв ядерных соглашений с Ираном вбивает клин между США и Европой
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Мало кто сомневался в том, что это в конечном итоге произойдет. Тем не менее вплоть до последнего момента не верилось, что США все-таки пойдут на разрыв «иранской сделки», не заручившись поддержкой хотя бы еще одного гаранта Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). Конечно же, ожидать изменения железобетонных позиций России и Китая было бы опрометчиво, но убедить кого-то из европейских союзников было вполне возможно.

Однако к настоящему времени волюнтаристское решение США не поддержали не только РФ и КНР, но и все остальные участники «ядерной сделки», считающиеся союзниками Вашингтона. Более того, в самих Соединенных Штатах нет единого мнения относительно своевременности и полезности такого радикального шага администрации Дональда Трампа: в американском конгрессе не только его оппоненты-демократы, но и многие республиканцы выступили против отказа от международных обязательств в отношении Тегерана «без доказательств того, что Иран нарушает соглашение».

Чаще всего в критике конгрессменов звучит именно упрек в том, что своими непродуманными действиями администрация Трампа "вбивает клин между США и их союзниками". Кроме того, в упрек американскому президенту даже его однопартийцы ставят отсутствие пошагового плана относительно дальнейшего развития ситуации с Ираном.

В результате в «иранском вопросе» европейские союзники США, по сути, солидаризируются с позицией России и Китая. Министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр даже назвал Соединенные Штаты "экономическим жандармом планеты". А ЕС в целом планирует защищать интересы своих компаний, работающих в Иране, через механизмы ВТО.

Консолидированное решение Евросоюза по реакции на разрыв США «иранской сделки», по всей видимости, будет выработано 17 мая на саммите лидеров государств ЕС и Западных Балкан в Софии.

Можно с определенной уверенностью предположить, что позиция европейских гарантов «иранской сделки», несмотря на давление США, останется неизменной. Это означает, что Европа не присоединится к антииранским санкциям и у Вашингтона останется два варианта: либо пытаться проводить санкционную политику в одиночку, либо вводить санкции уже против европейских физических лиц и компаний, не свернувших взаимодействие с Тегераном. Оба варианта чреваты для США крайне существенными издержками: в первом случае воздействие на Иран может оказаться недостаточным, во втором — отношения с союзниками претерпят очередные серьезные испытания.

В конце концов, администрация Трампа уже не в первый раз предпринимает не просто не согласованные с европейскими союзниками шаги, но и меры, ставящие под угрозу экономические и геостратегические интересы стран ЕС.

Важно понимать, что решение по Ирану принято после одностороннего выхода США из Парижского соглашения по климату и, что еще важнее, на фоне нарастающего агрессивного протекционизма, который перешел в активную фазу с введением новых ввозных пошлин на сталь и алюминий.

Это означает, что любое последующее одностороннее действие Соединенных Штатов может стать именно той соломинкой, которая переломит хребет единству Запада. То есть при сохранении существующих тенденций с какого-то момента уже можно будет с уверенностью говорить о международной изоляции Вашингтона, который действует вопреки мнению мирового сообщества. Кто бы мог подумать, что мы можем стать свидетелями такого крутого поворота, однако предпосылки для него уже сформированы.

И, в общем-то, Россия могла бы только приветствовать такое развитие событий, если бы не угроза новой большой войны на Ближнем Востоке, в которой нам крайне сложно будет оставаться в стороне. Даже при том, что российская дипломатия иногда демонстрирует буквально чудеса балансирования и маневрирования между диаметрально противоположными интересами стран региона.

Россия уже заявила, что продолжит развивать экономическое сотрудничество с Ираном, несмотря на угрозу попадания под американские экстерриториальные санкции. В целом Москва сделает со своей стороны все от нее зависящее с целью избежать эскалации конфликта. Хотелось бы надеяться, что и европейские гаранты СВПД, несмотря на давление США, тоже проявят принципиальность и будут действовать в унисон с теми, кто стремится не разжечь, а предотвратить новую большую войну в регионе.

Автор — политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Прямой эфир