Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИД РФ заявили о подготовке ответа на новые санкции США
Армия
Средства ПВО в течение ночи сбили 85 беспилотников над регионами России
Армия
Путин присвоил звание Героя России ефрейтору Григорьеву
Происшествия
В Белгородской области шесть зебр погибли при пожаре в зоопарке
Мир
Слушавшие в Киеве русскую музыку юноши заявили о заказной кампании против них
Мир
Фицо заявил об усталости от шантажа и попрошайничества Зеленского
Армия
Российская армия освободила населенный пункт Шевченко в ДНР
Общество
В Гидрометцентре спрогнозировали осадки и гололедицу в столице 11 января
Общество
Временные ограничения на полеты ввели в аэропортах Казани, Нижнекамска и Ульяновска
Происшествия
Пожар площадью 1 тыс. кв. м произошел на крыше психбольницы в Яхроме
Общество
Искусствовед Леонид Бажанов умер в возрасте 79 лет
Армия
ЗРК «Стрела-10М» в течение месяца уничтожил более 30 БПЛА ВСУ в Запорожской области
Мир
В Монголии протестующие перекрыли движение по главному проспекту в Улан-Баторе
Мир
Число жертв пожаров в Калифорнии выросло до 11
Общество
В аэропортах Кирова и Уфы временно ограничили прием и выпуск самолетов
Мир
Пожары в Калифорнии уничтожили по меньшей мере 12,3 тыс. строений
Мир
Шольца официально утвердили кандидатом в канцлеры ФРГ
Общество
Прощание с актрисой Добровольской пройдет 14 января

Политический этикет

Международный эксперт по протоколу и этикету Альбина Холгова — о том, важен ли для политика имидж
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В современном мире, где камертоном деловой одежды, так уж сложилось, стал хороший костюм, политикам едва ли стоит экспериментировать. Вот на нем еле сходится пиджак. Мятый галстук. Тут короткие то ли брюки, то ли носки, он сидит в кресле, беседует с экс-президентом Латвии, торчит полоска голой ноги. А вот — другой государственный деятель. На нем костюм. Ощущение, что не гладили его месяц, а носили через или каждый день. Степень помятости в местах сгиба описать затруднительно. Одним словом, недопустимо.

Поверьте, я сейчас не про политику. Просто так уж случилось, что и тот и другой регулярно нарушали и нарушают законы делового внешнего вида, отчего не раз подвергались насмешкам. А ведь можно и нужно было сделать так, чтобы одежда не просто части тела прикрывала, а еще и на авторитет работала. Рейтинг поднимала.

Помните, несколько лет назад ученые Йельского университета провели великолепное исследование? 128 человек разделили на три группы. Первую переодели в деловые костюмы, участников второй оставили в том, в чем пришли, третью — в спортивную одежду. Эти три команды должны были купить фабрику. Разумеется, по максимально выгодной цене. Любопытно, что наилучший результат показали люди в костюмах, а худший — в трениках. Организаторы эксперимента результат объяснили просто: человек в строгой одежде транслирует уверенность в себе и своих действиях, демонстрирует компетентность, поэтому ему проще влиять на окружающих. Уважение, если не было дурных поступков, возникает к нему само по себе.

Да, когда организован выезд даже с прессой, например, на рыбалку — без ущерба для имиджа не только можно, но и нужно надеть футболку, спортивные брюки или шорты, не забыть про солнечные очки. Но официальная обстановка требует соответствия. Эксперты по этикету и протоколу давно заметили: те, кто самовыражается, на Олимпе не задерживаются. Два-три года и — «всех благ». Согласитесь, сложно считать авторитетным человека, который даже одеться аккуратно не умеет. Или не хочет? Такое вот разгильдяйство в отношении к собственной внешности. Хотя чего уж. И ко всем нам тоже. Как тогда страной руководить?

Меня иногда спрашивают: а может, политикам переодеться, ну если не в джинсы, то хотя бы в casual? Может, хоть так станут ближе к народу? Нет. Станут дальше. Принцип прост: уважения от такой рокировки поубавится и у тех, кто ходит в костюмах, и у тех, кто носит спецовки.

Если говорить про ныне действующих лидеров стран, есть чувство, что с наибольшим пиететом к законам делового дресс-кода относится президент Франции Эммануэль Макрон. Идеально сидящий костюм, правильно подобранные сорочки. Как это определить? Один из главных параметров — выступающий манжет. Его отсутствие — самая частая ошибка. Обычный манжет — тот, который на пуговицах, — должен выглядывать из-под рукава пиджака на сантиметр-полтора. «Французский», то есть с запонками, — на два-два с половиной. Лидеры остальных стран нет-нет да и нарушат данное правило. Галстуки иной раз повяжут тоже короче, чем следовало бы.

Давайте вспомним чек-лист. Костюм — синих или серых оттенков. Черный на работе — табу. Длина брюк — до начала каблука либо на сантиметр выше, если костюм классического фасона. Спереди внизу на брюках — не гармошка, а только один залом. Галстук ниже (!) пряжки ремня на сантиметр-полтора. Выше — только с брюками, которые сидят низко на талии (молодые мужчины любят такой стиль). Носки черные, туфли черные. Коричневые ботинки, если вы не итальянец, — только летом в жару, да и то с пониманием, что они понижают в глазах окружающих ваш статус. Вот и весь секрет хорошо выглядящего человека.

Навыки оратора — еще одна глобальная часть имиджа. Говорить, чтобы слушали и слышали, доверительно жестикулировать. Над этим, как правило, работает команда профессионалов. На пост президента Америки в 2012 году претендовал республиканец, епископ Митт Ромни. Его манеру жестикулировать специалисты обсуждают до сих пор. Если его главный конкурент Барак Обама, приветствуя потенциальных избирателей, поднимал правую руку, как и положено высоко, демонстрируя открытый доброжелательный жест, то у Ромни кисть при полностью вытянутой руке часто зависала на уровне головы. Одни его тогда сравнивали с Гитлером, другие с рэпером. А некоторые политтехнологи и вовсе, еще до подсчета голосов, сказали: «Нет, он не пройдет. И дело не в его достижениях или их отсутствии, дело в жестикуляции. Она транслирует агрессию».

Ну и, конечно, речь. Раз уже пришел в политику — значит хочешь, чтобы за тобой шли. Так? Так.

Следовательно, будь примером. В тебе ничто, тем более в твоих речах, не должно настораживать или смущать. Следуя этим путем, невозможно переборщить. Достаточно говорить понятными словами, не умничать, не использовать терминов, в поиске которых может зависнуть даже электронный словарь. Дезавуировать это правило себе дороже.

Начни заигрывать с жаргонами, частить диалектами или просторечиями — и вот дерзкие журналисты и блогеры, а за ними и все остальные, уже называют тебя не лидером, а клоуном. А ведь столько было потрачено усилий. Вопрос, зачем?

 

Читайте также
Прямой эфир