Чешские страсти
В Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) поставили оперу «Енуфа» («Ее падчерица»). Событие это примечательно по двум причинам. Во-первых, произведение чешского классика Леоша Яначека, хорошо известное профессионалам, но практически незнакомое широкой публике, возвратилось на столичную сцену спустя полвека после премьеры в Большом. И во-вторых, сюжет драмы начала XX века оказался неожиданно созвучен дню сегодняшнему, когда художники во всем мире говорят о тотальной нехватке любви.
Енуфа влюблена в красавца Штеву. Тот отвечает взаимностью, но еще больше его тянет к бутылке. Мачеха Енуфы не готова доверить падчерицу ненадежному гуляке и прилюдно ставит ему ультиматум: проживи год без выпивки, и только тогда сможешь жениться. Но она не знает, что Енуфе нельзя так долго ждать: девушка беременна, и если люди узнают о внебрачной связи, стыда не оберешься.
Однако к Енуфе тянет и еще одного человека — сводного брата Штевы Лацу. С детства лишенный родительской ласки, он завидует более удачливому и красивому Штеве. Заполучить Енуфу становится для Лацы навязчивой идеей. Однажды в приступе гнева он ранит ее ножом, а жених, увидев жуткий шрам на лице девушки, исчезает...
Всё действие оперы разворачивается в моравской деревне. Но декорациям сельского быта и национальному колориту постановщик Александр Титель предпочел минималистичный условный интерьер, как будто призванный не отвлекать зрителя от людских страстей. В белой коробке сцены внимание притягивают лишь два лейтмотивных элемента: ствол огромного поваленного дерева и вертикальный экран, демонстрирующий водопад.
Во втором — «зимнем» — акте съемка воды, стекающей с гор, дополнится метелью. А дерево будет распилено на две части — можно прочесть это как символ разрушенного счастья главной героини. Наконец, в финале части ствола и вовсе будут растащены по разным углам сцены, и одной из них разгневанные крестьяне чуть было не убьют Енуфу.
Акцентирования деревенской тематики в оформлении нет, разве что в третьем акте на сцену выводят живую козу (зрители, разумеется, реагируют бурно — смехом и аплодисментами). Постановщику явно было важнее показать, что персонажи и события оперы Яначека — универсальны. Это не «Сельская честь», а, условно говоря, «Нелюбовь» вековой давности.
За преувеличенными оперными страстями скрывается история об отсутствии подлинной любви. А та любовь, что есть, принимает уродливые, пугающие формы. Трудно поверить в истинность чувства Лацы, который смог изувечить Енуфу и чуть было не сбежал, узнав о ребенке от Штевы. В свою очередь, главная героиня проходит эволюцию от подростковой влюбленности в «плохого парня» до смирения с притязаниями Лацы. Остальные персонажи с их бесконечным эгоизмом вызывают у зрителей лишь отторжение. А предрассудки общества становятся причиной преступлений и невозможности счастья.
Мировая премьера «Енуфы» состоялась в 1904 году, и музыкальный язык произведения еще уходит корнями в XIX век — речитативы мелодичны, в массовых сценах широко используются мотивы народных моравских танцев и песен. Но идейное наполнение предвещает экспрессионизм, и до «Воццека» Берга здесь уже рукой подать.
Тем сложнее задача исполнителей: не просто спеть все ноты, но от начала до конца выдержать высочайшее эмоциональное напряжение. Коллективу МАМТа это удалось: Наталья Мурадымова в роли мачехи Енуфы достигает античных вершин трагизма (недаром ее коронная партия в театре — Медея), а Николай Ерохин и Дмитрий Полкопин создают убедительные и многомерные образы Лацы и Штевы. Помогает в этом оркестр под управлением Евгения Бражника, не забивая певцов и не злоупотребляя эффектами.
И, конечно, спектакль становится бенефисом молодой сопрано Елены Безгодковой (Енуфа), всего два года назад окончившей Московскую консерваторию и в прошлом году ставшей солисткой театра. Пожалуй, столь редкую на российской сцене оперу стоило поставить уже хотя бы для того, чтобы солисты МАМТа могли продемонстрировать свой впечатляющий актерский потенциал.