Власть во благо
В Музеях Московского Кремля открылась выставка «Династия Мин: сияние учености». До 25 июля ее посетители смогут узнать о жизни, быте и высоких стремлениях чиновников средневекового Китая. Об уникальной экспозиции, рассказывающей об одной из самых ярких эпох в истории Поднебесной — в материале портала iz.ru.
Масштабный выставочный проект, организованный Музеями Московского Кремля, посвящен культуре династии Мин (1368–1644). Увлечение искусством, литературой, музыкой, глубокое знание философских и исторических трактатов стало в то время настоящим культом: именно из этого в императорском Китае складывается понятие «ученость».
Чтобы стать чиновником в Минском Китае, требовалось сдать особый экзамен. Для этого необходимо было знать не только законы, но и литературу, уметь писать стихи и разбираться в искусстве. Императоры династии Мин считали, что только образованный человек может использовать власть с умом во благо народу.
В экспозицию вошли более 150 предметов, по которым можно судить не только об уровне развития декоративно-прикладного искусства эпохи, но и тонком вкусе былых владельцев этих артефактов. Предметы из нефрита, бронзы, резные лакированные шкатулки и перегородчатая эмаль, а также уникальная мебель периода с характерными изящными линиями и благородной резьбой по дереву: часть выставочного пространства воссоздает интерьер кабинета китайского интеллектуала.
И, конечно, фарфор — «визитная карточка» династии для историков и коллекционеров. Минский фарфор по праву считается вершиной в производстве «белого золота» и ценится особенно высоко. Именно в это время мастерами разрабатываются великолепные цветные глазури и создается технология надглазурной росписи.
Одним из главных элементов экспозиции является великолепная процессия — набор из 66 фарфоровых фигур почетного эскорта: ученых, военных, музыкантов — конных и пеших, молодых и пожилых, одетых соответственно их рангу и социальному положению, выполняющих каждый свою функцию. Эта группа была найдена в захоронении; предположительно представителей императорской фамилии, однако точная принадлежность ее неизвестна.
Помещение такого эскорта в гробницу означало, что после смерти человек также будет занимать высокие должности и пользоваться теми же благами, что и при жизни. Этот богато украшенный комплект, выполненный с большим вниманием к деталям, уникален по своим художественным характеристикам и поражает высокой степенью сохранности.
Об особенностях экспозиции порталу iz.ru рассказала куратор выставки, заведующая сектором русского художественного металла XVIII–XX вв. Ирина Горбатова.
— Чем интересна выбранная эпоха и тема выставки?
— Правление династии Мин — последняя яркая страница истории императорского Китая. Представители этой династии — урожденные ханьцы, так называли этнических китайцев. Династия Мин исторически оказалась «зажата» между двумя чужеземными династиями — монгольской Юань и манчжурской Цин. Интересующий нас период характеризуется расцветом культуры и искусства. Темой выставки является ученость — уникальное, чисто китайское явление. Ученость не стоит смешивать с образованием. Речь не идет об обучении, приобретении какой-либо специальности, научных открытиях или достижениях.
В правление династии Мин идеалом существования становится интеллектуальная жизнь. Представители самых разных социальных слоев — от императора до ремесленника или купца увлекались изучением искусства и наследия своих предков, занимались коллекционированием и меценатством. Это эпоха поэтов, музыкантов, художников. И гениальных знатоков всех видов искусства и литературы.
— Расскажите о наиболее интересных экспонатах. Чем они могут увлечь современного человека?
— Каждый экспонат по-своему интересен, и все экспонаты по-своему красивы. Вряд ли можно говорить о чем-либо захватывающем, так как жизнь китайского интеллектуала — это стремление к покою, уединению с целью погружения в природу вдали от суеты мира. Элегантная красота вещей, которые окружали ученого, свидетельствовали о глубине его знаний, широте взглядов и интересов. Каждый предмет был целесообразен и в то же время вызывал у хозяина определенные ассоциации, эмоции, которые доставляли ему радость.
В этом смысле одна из самых показательных вещей выставки — сосуд для наливания воды в тушечницу с изображением человека, плывущего на тростниковом плоту. «Герой» этого нефритового произведения — реальное историческое лицо, великий путешественник периода династии Западная Хань, живший во II веке до н. э. Чжан Цянь. Этот человек совершил немало экспедиций в другие страны, в том числе и весьма отдаленные от Китая. Профессиональный дипломат, он заключал договоры о дружбе и торговые соглашения. Его деятельность способствовала развитию Великого Шелкового пути. Его личность потрясала воображение современников и потомков, поэтому вокруг него сложилось множество легенд. Одна из них воспроизведена на экспонате и гласит, что однажды, плывя по реке на тростниковом плоту, Чжан Цянь не заметил, как проплыл по Млечному пути.
— На выставке представлена масса замечательных вещей тонкой работы. Неужели все они использовались в повседневной жизни?
— Как упоминалось выше, идеалом жизни интеллектуала-ученого было изучение любимых видов искусства, литературных шедевров ранних эпох, философских трактатов и исторических сочинений в уединенной обстановке. Однако для большинства ученых такой идеал был практически недостижим — эти люди занимались политикой и дипломатией, торговлей или творчеством.
Интеллектуальными упражнениями занимались на досуге, иллюзию уединения создавал отдельный кабинет, создаваемый исключительно для такого времяпрепровождения. Его не следует смешивать с офисом, рабочим кабинетом, который располагался в присутственном месте и был совершенно другим по наполнению. В кабинете ученого окружали любимые книги и живопись, изящные безделушки старого и нового времени, музыкальные инструменты, фарфор. Сюда можно было пригласить единомышленников и друзей, провести время за чтением стихов или подискутировать.
Большинство ученых являлись страстными коллекционерами. Для эпохи Мин характерно преклонение перед искусством более ранних династий — Тан и Сун, в которых они видели высочайший расцвет китайской культуры. Однако не только антиквариат привлекал интеллектуалов — они с не меньшим энтузиазмом собирали и творения современных им художников, навеянные древностью, вдохновляли мастеров на новые свершения.
— Как строилась работа с китайскими коллегами, как именно выбирались экспонаты для выставки, с какими сложностями при ее подготовке пришлось столкнуться?
— Никаких проблем в работе с китайскими коллегами не возникало. Создание выставок всегда является делом непростым, но в данном случае все сложности носили сугубо организационный характер, это естественный процесс. Между Музеями Московского Кремля и Шанхайским музеем существует полное взаимопонимание, мы сотрудничаем в течение достаточно долгого времени.
Музеи Кремля представили в Шанхае две свои выставки. Одна из них была посвящена искусству фирмы Карла Фаберже и его времени, вторая — собранию оружия русских государей. Обе выставки пользовались огромным успехом. Выставку «Оружейная сокровищница русских самодержцев» за три месяца посетили 642 948 человек — это огромная цифра даже для Китая.
Выставка «Династия Мин. Сияние учености» является ответной. Памятники указанной эпохи входят в число лучших экспонатов Шанхайского музея, они крайне редко вывозятся за пределы страны, и мы надеемся, что этот проект вызовет большой интерес среди любителей искусства.