18 апреля уже в 35-й раз во всем мире отмечается Международный день памятников и исторических мест. Сегодня по всей планете проходят различные мероприятия, призванные обратить внимание общественности на проблемы культурного наследия. Это хороший повод рассказать, как у нас обстоят дела с сохранением, а главное — популяризацией достопримечательностей.
Каковы последние тенденции? Интерес к теме сохранения объектов культурного наследия растет с каждым годом. Многие музеи и музеи-заповедники активно занимаются вопросами реставрации, восстановления исторического облика — в частности, развития и реконструкции объектов садово-паркового искусства. Создаются отделы, которые специализируются на этой теме, учреждения привлекают и обучают сотрудников. В 2018 году мы в «Царицыно» будем проводить фестиваль о различных типах парков и топиарном искусстве (фигурная стрижка деревьев и кустарников. — «Известия») разных эпох, от XVII до XXI века, который должен заинтересовать как профессионалов, так и самую широкую публику.
С одной стороны, задача, которая стоит перед каждым парком, заповедником и любым другим учреждением культуры — это увеличение посещаемости. С другой стороны, есть закон об охране культурного наследия, устанавливающий предел антропогенной нагрузки — максимальный объем посетителей, который можно принять, не навредив при этом сохранности объектов. Если говорить про нас, несмотря на то, что «Царицыно» является одной из главных городских площадок для проведения массовых мероприятий и с каждым годом увеличивает посещаемость, к счастью, этих пределов мы пока не достигли. В 2017 году парк посетило более 5,5 млн человек, музей — более миллиона.
Но кроме количества любое культурное учреждение должно интересовать и качество этих посещений. Самым эффективным способом привлечения аудитории я считаю, конечно, проектный подход. Любая культурная институция обязана точно выдерживать единство контекста и темы, с которыми она ассоциируется. Поэтому мы стремимся, чтобы все мероприятия и в музее, и в парке, будь то выставка или фестиваль, образовательная или развлекательная программа, органично сосуществовали друг с другом. Если основная экспозиция рассказывает о Екатерине II и ее эпохе, будет логично провести фестиваль аутентичной барочной музыки.
При этом любое учреждение культуры обязано стремиться иметь собственное лицо. Публика должна заранее понимать, что она найдет в Воронцовском парке, что в Саду «Эрмитаж», а что в «Царицыно». Чем четче концепция, тем больше посетителей. Мне кажется, сегодня многие люди хорошо понимают, чего именно хотят и куда за этим нужно поехать. Например, недавно в центре Москве открылся новый парк «Зарядье», который быстро обрел популярность среди жителей и гостей столицы. Однако это никак не отразилось (и вряд ли отразится в будущем) на нашей посещаемости. Потому что люди приходят в эти парки за разными эмоциями.
«Зарядье» — это мощная, впечатляющая смотровая точка в историческом центре, соседствующая с Кремлем и Красной площадью. Внутри парка много высокотехнологичных аттракционов, которые современным языком рассказывают о нашей стране и ее природном многообразии. В «Царицыно» же люди приходят для того, чтобы спокойно провести время и отдохнуть от городской суеты. Это место для вдумчивого, длительного посещения. К нам приезжают на 3–4 часа, а то и больше — фактически это программа целого выходного дня. Мы считаемся самым романтичным парком города, поэтому у нас всегда много влюбленных пар.
Для достопримечательных мест очень важно знать свою аудиторию. Мы проводим много опросов и исследований, чтобы лучше понимать, кто к нам ходит, как часто и зачем. Мы стремимся, чтобы люди как можно чаще возвращались, а главное не ограничивались только парком, но посещали и музей. Для привлечения аудитории мы ищем креативные способы экспонирования, по-новому рассказываем о «Царицыно». В свое время бытовало мнение, что музеи интересны в первую очередь профессионалам. Но это нет так — в текущей структуре посещения «Царицыно» доля профессионалов составляет примерно 10%.
Важной тенденцией последнего времени стал усиленный интерес к проблемам навигации. Все больше специалистов в разных учреждениях работают над тем, чтобы максимально раскрыть потенциал пространства, отыскать новые маршруты, обратить внимание на неочевидные достоинства каждой достопримечательности. Самое главное, конечно, чтобы нововведения не противоречили духу места и историческому контексту. Помимо прочего, в музеях-заповедниках очень серьезно развивается такое культурно-просветительское направление как экотуризм. Очевидно, сегодня все больше людей, живущих в больших городах, остро нуждаются в островах спокойствия, где можно побыть в гармонии с миром и с собой. Парки и заповедники — самые доступные из них.
Автор — генеральный директор музея-заповедника «Царицыно»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции