Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
На ЗАЭС рассказали о работе станции после обстрела Энергодара
Происшествия
Курчатов в Курской области остался без энергоснабжения из-за пожара на подстанции
Общество
В УВКПЧ ООН отреагировали на сообщения о жертвах в Курской области
Общество
Синоптик рассказал о погоде в выходные
Мир
На Украине реформируют курс истории в школе с упором на украиноцентричность
Мир
Двое российских туристов пострадали во время камнепада в Турции
Общество
В НМИЦ Сербского заявили о неизменности противопоказаний к управлению ТС
Мир
ABC News рассказал об интенсивной подготовке в тире стрелявшего в Трампа
Мир
Премьер-министр Польши Туск призвал не исключать Венгрию из Шенгена
Мир
Иранские ВМС получили крылатые ракеты большой разрушительной силы
Общество
«Народный фронт» доставил продукты и воду жителям Суджи
Общество
Журналист Григорьев назвал очень нужным делом создание мурала в честь военкора Еремина
Здоровье
Врач назвала причину изменения цвета крови на зеленый оттенок у пациента в Китае
Происшествия
Более 30 сотрудников Черкизовского мясокомбината отравились в столовой
Общество
Врачи назвали среднетяжелым состояние поступивших в РДКБ детей из Курской области
Экономика
Эксперт оценил перспективы обнаруженного месторождения газа в Южно-Китайском море
Интернет и технологии
Роскомнадзор заблокировал месcенджер Signal за нарушение законодательства
Мир
Прославившийся турецкий стрелок рассказал о буре эмоций во время соревнований на ОИ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В российский прокат выходит Distant Sky — киноверсия концерта легендарной группы Nick Cave & The Bad Seeds. Прокат, разумеется, ограниченный — всё же два часа Ника Кейва на сцене копенгагенской Royal Arena не могут сравниться по завлекательности с тем же временем, отведенным на подвиги супергероев и тяжелую поступь монстров. Тем не менее, фильмы-концерты (как их называли когда-то) не просто не теряют популярности у своей нишевой аудитории, но даже, похоже, расширяют ее. Портал iz.ru разбирался, почему концерты на пленке смотрят даже те, кто редко выбирается на реальные выступления.

Весь этот джаз

С тех самых пор, как в 1948 году на экран вышел самый первый фильм-концерт (это, разумеется, был не рок и даже не джаз — на кинопленку был снят концерт скрипача Иегуди Менухина в Студии Чарли Чаплина; исполнялись произведения Бетховена, Баха и других классиков), идея переноса в формат кинематографа одного из старейших известных человечеству способов развлечения не переставала интересовать и публику, и самих творцов.

Впрочем, концерты классической музыки недолго оставались источником вдохновения — свою роль сыграли и относительная статичность исполнителей, и известный снобизм поклонников академического искусства, не признававших компромиссов. Очень быстро основными объектами съемки стали джазовые и рок-концерты — фильм «Джаз в летний день», снятый на Ньюпортском джазовом фестивале 1958 года и вышедший в прокат в 1960-м, по сути, положил начало новому жанру. 

Кадр из фильма «Джаз в летний день»

Фото: youtube.com

Режиссером фильма выступил Берт Стерн, легендарный фотограф-рекламщик, послуживший одним из прототипов для героев сериала «Безумцы». Формально «Джаз» считался документальным кино, но фактически представлял собой сборник тщательно отснятых и записанных выступлений Чака Берри, Аниты О’Дэй, Луи Армстронга, Махалии Джексон и других звезд, выходивших на сцену в парке Фрибоди с 3 по 6 июля 1958 года. Разумеется, его можно было рассматривать и как полноценный репортаж с одного из самых знаковых музыкальных мероприятий 1950-х, но всё же большинство зрителей шло смотреть «Джаз в летний день» именно ради того, чтобы увидеть воочию выступления артистов, многие из которых вряд ли добрались бы до них с концертом.

Появление в конце 1970-х доступного домашнего видео сделало концертные фильмы еще более популярными: теперь посмотреть выступление кумиров можно было вовсе не вставая с дивана. Почти на два с лишним десятка лет фильмы-концерты, за редкими исключениями, переместились в разряд видеопродукции — да и снимать их всё чаще стали без применения дорогостоящей киноаппаратуры. Но в начале XXI века, с развитием индустрии развлечений, большие музыкальные кинопроекты вернулись в моду.

 

Парадоксально, но просмотр киноверсии стадионного рок-концерта на большом экране IMAX дает в известном смысле больший эффект сопричастности, чем присутствие на самом выступлении: собственно, и на самих концертах давно уже пользуются видеотрансляционными средствами, чтобы зрители могли хоть как-то увидеть исполнителей, а не крошечные фигурки, скачущие в лучах прожекторов.

Взгляд с экрана

Желание поклонников «рассмотреть поближе», конечно, работало со всеми знаменитыми фильмами-концертами. Некоторые из них сохраняли черты документалистики — «АББА: Фильм» Лассе Халльстрема о гастролях знаменитой шведской группы в Австралии, или «Треск и шум» Фила Жоану о североамериканском турне U2; другие добавляли незамысловатый сюжет с элементами художественного вымысла — «Арена» Рассела Малкэхи (злобный доктор Дюранд Дюранд из «Барбареллы» Роже Вадима попадает на концерт Duran Duran — с непредсказуемыми последствиями), или «Песня остается прежней» Питера Клифтона (запись выступления Led Zeppelin в Мэдисон-сквер-гарден перемежается сюрреалистическими вставками с участием музыкантов группы).

Кадр из фильма «АББА: Фильм»

Фото: youtube.com

Впрочем, не менее популярен и другой подход: скрупулезная фиксация происходящего на сцене, создание строгого отчета о фактах — с минимумом «авторского» вмешательства со стороны режиссера. Самый знаменитый пример — пожалуй, «Последний вальс» Мартина Скорсезе, съемка прощального концерта культовой американской группы The Band в 1976 году. 

Стоит отметить, что интерес к жанру концертного фильма проявляют не только «крепкие ремесленники» вроде Малкэхи (известного по дилогии о Горце), но и режиссеры с именем. Тот же Скорсезе к началу работы над «Последним вальсом» уже снял «Злые улицы», «Алиса здесь больше не живет» и принесшего ему четыре номинации на «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах «Таксиста».

Можно вспомнить также и Джонатана Демми («Молчание ягнят», «Филадельфия»), вообще с большой охотой занимающегося концертными проектами. В фильмографии режиссера — и ставший уже классикой Stop Making Sense группы Talking Heads, и целых три концерта знаменитого фолк-певца Нила Янга.

Даже столь экстравагантный гений, как Дэвид Линч, отметился на визуально-музыкальном поприще не только «Индустриальной симфонией № 1» (сюрреалистический видеоарт на музыку Анджело Бадаламенти), но и снятым в 2014 году концертом Duran Duran.

Группа The Band в фильме «Последний вальс»

Фото: youtube.com

Для многих режиссеров работа с рок-концертами стала и своего рода трамплином к «большой» славе. У того же Халльстрема, начинавшего как практически штатный режиссер ABBA (он снимал и все видеоклипы группы), впоследствии номинировались на «Оскар» три полнометражных художественных фильма: «Что гложет Гилберта Грейпа» (кстати, именно этот фильм сделал Леонардо Ди Каприо звездой Голливуда), «Правила виноделов» и «Шоколад». Фил Жоану, снявший до «Треска и шума» лишь молодежную комедию «Ровно в три часа», в 1990-е прославился такими работами, как «Окончательный анализ» и «Пленники небес».

Правила киноделов

Концерт группы Rolling Stones, 1982 год

Фото: TASS/DPA/Roland Holschneider

Режиссеров — хоть с именем, хоть без — очевидным образом привлекает не только коммерческая составляющая (всё же съемки концерта, хотя бы и грандиозного шоу U2 или Rolling Stones, по определению менее затратное мероприятие, чем полноценный кинопроект). Если в иных ситуациях — даже при съемках музыкального видеоклипа — режиссер обладает достаточным весом на площадке, чтобы напрямую вмешиваться в процесс, то концерт налагает довольно большие ограничения на творческую свободу. Вокалиста не попросишь по ходу выступления пройти по авансцене еще раз, а барабанщик не сыграет дубль, более выразительно размахивая руками. Но этот же фактор одновременно дает возможность и применения сугубо кинематографических выразительных средств — работы со светом, монтажа, нетривиального угла съемки. В конечном счете работа над фильмом-концертом становится и настоящей «школой выживания» для начинающих, и способом сделать художественное высказывание, добровольно ограничив себя в выборе лексикона, для уже состоявшихся мастеров.

 

Прямой эфир