Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Госдуме призвали главу дипломатии ЕС изучить историю после ее слов о Крыме
Общество
Жителя Томска задержали за призывы к осуществлению террористической деятельности
Авто
УАЗ «Профи» стал туристическим микроавтобусом
Происшествия
Один подросток погиб и еще один пострадал в ДТП под Красноярском
Общество
Полностью импортозамещенный SJ-100 совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре
Происшествия
Сотрудник полиции пострадал в ходе перестрелки в Дербенте
Армия
Средства ПВО за ночь сбили 11 украинских БПЛА над семью регионами России
Мир
Глава минфина США заявил об ожидании деэскалации торгового конфликта с КНР
Мир
NYP узнала о росте числа задержаний в США по подозрению в терроризме на 655%
Мир
Чекунков рассказал о роли Арктики в диалоге между Россией и США
Мир
The Telegraph перечислила возможные детали плана Трампа по Украине
Мир
В Белом доме рассказали о планах Трампа посетить страны Ближнего Востока
Мир
Суд в США обязал правительство восстановить работу «Голоса Америки»
Экономика
Интернет в поездах между Москвой и Петербургом стал бесперебойным
Происшествия
Мирный житель пострадал при атаке БПЛА ВСУ на Белгородскую область
Общество
В Ставропольском крае объявили штормовое предупреждение из-за непогоды
Происшествия
Губернатор Тульской области сообщил об уничтожении дронов ВСУ над регионом
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Операция по поиску пропавшей аргентинской подлодки «Сан-Хуан» завершилась неудачей. Российское океанографическое судно «Янтарь», оборудованное для глубоководных работ, возвращается домой. Из района поисков в Южной Атлантике ушли и все остальные суда, принимавшие в них участие. Подробности — в материале портала iz.ru.

Что известно

Дизель-электрическая подводная лодка S-42 «Сан-Хуан» ВМС Аргентины относится к подклассу больших ДЭПЛ и построена по проекту TR-1700 на верфи «Тиссен Нордзее» в Германии в 1982–1985 годах. В 2008–2013 годах лодка прошла ремонт с продлением срока службы, включая полную замену аккумуляторных батарей и модернизацию ряда систем.

В начале ноября 2017 года подлодка «Сан-Хуан» участвовала в морских маневрах близ Огненной земли. После маневров субмарина ненадолго зашла в Ушуаю — самый южный порт на земле, откуда отправилась на свою «домашнюю» базу Мар-дель-Плата на северо-востоке страны, в провинции Буэнос-Айрес.

В пятницу, 17 ноября, аргентинские СМИ сообщили о начале поисковой операции — подлодка не выходила на связь со среды, 15 ноября. На борту субмарины находились 44 человека, в том числе первая в Латинской Америке женщина-офицер подплава Элиана Мария Кравчик.

Аргентинская подводная лодка San Juan, 2014 год

Фото: TASS/Imago

Поиски подлодки осложнялись плохой погодой — высота волн в вероятном районе гибели субмарины достигала 8 м, впоследствии увеличившись до 10. Тем не менее операция довольно скоро стала весьма масштабной: в общей сложности в поисках были задействованы корабли, самолеты и специалисты из полутора десятков стран, включая помимо государств Латинской Америки ряд стран НАТО и Россию.

В общей сложности в составе поисковых групп работали 17 военных и гражданских судов разных классов, 15 самолетов и несколько вертолетов. В ходе поисков зафиксировали несколько акустических и тепловых контактов, оказавшихся впоследствии ложными.

С российской стороны помимо судна «Янтарь», пришедшего в район к концу ноября, в поисках участвовала группа специалистов-глубоководников с подводным беспилотным аппаратом «Пантера плюс». Группу доставили самолетом Ан-124 «Руслан» ВВС России в Ушуаю. Там специалисты погрузились на борт бывшего судна обеспечения нефтяных месторождений «Нефтегаз-57», а ныне — снабженца антарктических баз «Ислас Мальвинас» (ARA A-24 Islas Malvinas), в 2014 году приобретенного Аргентиной у России.

После 25 ноября вероятность спасения кого-то из подводников оценивалась скорее как теоретическая — запасов кислорода на борту «Сан-Хуана» хватило бы максимум на 7–10 дней.

К этому времени подоспели первые результаты гидроакустических и сейсмических исследований. Станции слежения на островах Вознесения и Крозе зафиксировали сейсмическую аномалию в точке с координатами 46.12 южной широты, 59.69 западной долготы. Данные об этом ВМС Аргентины получили от аргентинского посла в Австрии, где располагается офис подготовительной комиссии Организации по договору о всеобщем запрете ядерных испытаний. Именно ее сейсмостанции фиксируют большинство аномалий по всему миру. Указанная точка находилась в стороне от первоначально обозначенного района поисков, что осложняло обнаружение пропавшей субмарины

Исходно неверно заданный район поисков, стал, возможно, главной причиной неудачи операции. Источник iz.ru в главкомате ВМФ прокомментировал ситуацию следующим образом:

Автор цитаты

«ВМС Аргентины не контролировали перемещение собственной лодки должным образом, и не имели точных сведений о ее местонахождении в каждый конкретный момент. Район поиска в результате был практически высосан из пальца, с самого начала составив десятки тысяч квадратных миль и увеличившись в дальнейшем. С определенного момента операция превратилась, фактически, в тренировку – попробуем найти, уж если пришли. Но надежды почти не было с самого начала. Это проблема аргентинцев, конечно, но им явно надо что-то у себя менять».

 

Научно-исследовательское судно «Янтарь»

Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо

К 1 декабря 2017 года операция лишилась статуса спасательной, перейдя в разряд поисковых. К концу февраля нового, 2018 года основные силы иностранных государств, привлеченные к работе, вернулись домой. 3 апреля домой отправился «Янтарь».

Что могло произойти?

По имеющимся данным, аномалия была мощной и короткой — взрыв мощностью около 6 т в тротиловом эквиваленте полностью разрушил корпус лодки за 40 миллисекунд (0,04 секунды). По факту это означает мгновенную смерть всего экипажа. Но что было причиной взрыва?

Версия первая: аккумуляторы.

Субмарина совершала переход в режиме РДП — работы дизеля под водой. Воздух для работы двигателя в этих условиях поступает через шноркель — выдвижную трубу, поднимающуюся над поверхностью. 27 ноября 2017 года официальный представитель ВМС Аргентины капитан де навио (звание, соответствующее званию капитана 1 ранга в ВМФ РФ) Энрике Бальби сообщил, что в последней полученной радиограмме с «Сан-Хуана» говорилось о попадании внутрь субмарины воды через шноркель и возгорании в носовом аккумуляторном отсеке. По оценкам российских специалистов, такая ситуация возможна в условиях шторма и плохого состояния шноркеля, арматура которого не обеспечила защиту от волн. Попадание воды могло вызывать выделение хлора из аккумуляторных батарей, кроме того, они могли выделить и водород. В смеси с кислородом он образует гремучую смесь, способную взорваться от искры, — например в случае короткого замыкания из-за затопления.

Российские военные во время работ по поиску аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан» 

Фото: Global Look Press/Russian Defence Ministry

Борьба за живучесть при этом осложнялась и штормом, и общей недостаточной подготовкой личного состава. Боевая подготовка ВМС Аргентины в силу бюджетных проблем практически не ведется. Любой выход в море на учения в этих условиях, по оценкам специалистов, сам по себе становится предпосылкой к аварии, особенно учитывая сложности плавания в Южной Атлантике — одном из самых суровых районов Мирового океана.

Версия вторая: боезапас.

Технически пожар в отсеке аккумуляторных батарей при плохо организованной борьбе за живучесть мог добраться до торпедного отсека и вызвать взрыв торпед, действительно способный мгновенно разрушить корпус лодки. Если это так, то вероятность найти какие-либо значимые обломки становится еще меньше.  

Следует учесть, что район гибели «Сан-Хуана» находится над местом обрыва континентального шельфа, где глубины резко увеличиваются — переходя из прибрежных нескольких сотен метров в 5–6-километровую бездну.

В этих условиях картину происшествия вряд ли когда-то удастся восстановить с точностью — океан надежно добьет то, что могло уцелеть от взрыва, а подводные течения раскидают обломки лодки на большой площади.

Неудача «Янтаря»?

Новейшее российское океанографическое судно, подчиняющееся одной из самых закрытых структур Минобороны — Главному управлению глубоководных исследований, постоянно привлекает к себе внимание прессы. В момент исчезновения лодки «Янтарь» находился близ Южной Африки в Индийском океане. Подводные исследования, которыми занимается корабль, это в том числе картографирование океанского дна, в частности, для действий глубоководных аппаратов военного назначения.

Западная пресса также сообщает, что оборудование «Янтаря» позволяет подключаться к трансокеанским оптико-волоконным кабелям, как гражданским, так и военным, и снимать с них информацию, а при необходимости и перерезать их — возможно, в десятках мест сразу, чтобы в случае войны разрушить инфраструктуру связи и финансов стран Запада.

Российские военные, разумеется, не комментируют эти высказывания, но участие «Янтаря» в поисках пропавшей аргентинской лодки вызвало новый всплеск обвинений: спасательной миссией Москва «прикрывает операцию против систем связи в Южной Атлантике».

Оператор управляет беспилотной подводной системой дистанционного управления «Пантера плюс» 

Фото: Global Look Press/Russian Defence Ministry

Учитывая, что сегодняшние отношения Москвы и Запада можно смело назвать «второй холодной войной», подобные обвинения, очевидно, будут раздаваться всё чаще. Но, как бы этого ни хотели писатели военно-политических триллеров, «Янтарь» вряд ли занимался диверсиями против систем связи в довольно захолустном районе океана на глазах у десятков свидетелей, включая группировку противолодочных самолетов и специализированных исследовательских кораблей ВМС стран НАТО.

На его оборудование — как на электронику, так и на подводные аппараты «Русь» и «Консул» — возлагали большие надежды, однако район возможных поисков оказался слишком велик и каждый день уменьшал шансы на успех. Океанские глубины всё еще остаются для человека Terra Incognita — и в куда большей степени, чем околоземная орбита.

…А подводная лодка республиканских ВМС Аргентины S-42 «Сан-Хуан» и 44 моряка ее экипажа пополнили собой более чем длинный список жертв таинственных морских катастроф. За десятилетия и века вокруг них растет ворох версий и легенд, ни одна из которых не оказывается полной и достаточной.

 

Читайте также
Прямой эфир