Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Предубеждения не дают прийти к консенсусу

Ученые создали математическую модель формирования общественного мнения в соцсетях
0
Фото: Depositphotos/ivelin
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Ученые из Института проблем управления (ИПУ) РАН и университетов Делфта, Турина и Калифорнии создали математическую модель обсуждения различных проблем в соцсетях. Разработка позволяет предсказать, как участники онлайн-дискуссии приходят к единому мнению, и при каких условиях это невозможно. Описание сложных процессов изменения общественного мнения в интернете будет полезно социологам, маркетологам и политтехнологам.

Участники международного коллектива математиков научились прогнозировать, как меняется общественное мнение при социальном взаимодействии, в частности — при общении пользователей соцсетей.

Ученые взяли за основу хорошо зарекомендовавшую себя в социологии и психологии модель динамики мнений Фридкина-Джонсена. Она описывает ситуацию, когда участникам дискуссии (социальным агентам) не удается прийти к единому мнению. Это объясняется предубеждениями беседующих.

– Есть группа людей, которые вступают в обсуждение и влияют друг на друга. После взаимодействия их мнения меняются, – рассказал «Известиям» один из авторов работы, старший научный сотрудник Лаборатории адаптивных и робастных систем ИПУ РАН Сергей Парсегов. — Модель Фридкина-Джонсена предполагает, что у участников общения есть лишь одна тема для обсуждения. Мы задумались, как обобщить эту ситуацию на случай нескольких взаимосвязанных тем.

Выяснилось, что эта взаимосвязь существенно влияет на процесс изменения позиций участников группы. Математики исследовали свойства полученной модели и доказали соответствующие теоремы.

– Это естественно. Логично было предположить, что мнение по одному вопросу может повлиять и на позицию по другой теме. Допустим, что мы говорим об автомобилях в целом и одновременно беседуем на другую, близкую тему — о машинах марки «Москвич». В такой ситуации мнение одного авторитетного и убежденного человека об автомобилях вообще может повлиять на позицию других участников беседы при обсуждении «Москвича». Этот процесс и описывает наша модель, — рассказал Сергей Парсегов.

По словам участников проекта, взаимное влияние нескольких дискуссий ранее рассматривалось в социальной психологии. Однако математически его описали впервые.

— Эти процессы интересны и с социологической, и с психологической точки зрения. Построенная модель показала, как важно следить за врожденными предубеждениями участников социального взаимодействия и учитывать взаимосвязь тематик, — пояснил заместитель директора ИПУ РАН Михаил Губко.

Результаты ученых были опубликованы в ведущем мировом междисциплинарном журнале Science. Работы в этом направлении продолжаются, сейчас начаты экспериментальные исследования.

— Сейчас в разработки по этой теме вкладываются очень большие деньги во все мире, — отметил Михаил Губко.

Как сообщил «Известиям» заведующий лабораторией «Управление сложными системами» Института проблем машиноведения Российской академии наук (ИПМаш РАН), Александр Фрадков, исследование коллектива математиков носит прорывной характер не только для российской, но и для мировой науки.

— Это новая область научного знания. Мы все сидим в соцсетях, но пока никто не выяснил законы их функционирования. Здесь еще не создано математических алгоритмов. Поэтому это исследование крайне передовое, — отметил ученый.

На экспериментальное изучение формирования и изменения общественного мнения в социальных сетях ученым может потребоваться несколько лет.

 

Прямой эфир