Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ уничтожили более 90 польских наемников в Харьковской области
Армия
Минобороны сообщило о наступлении армии РФ на красно-лиманском направлении
Мир
Захарова рассказала о планах США подогревать бои на Украине до конца 2025 года
Экономика
Минфин заявил о готовности вдвое нарастить мощности аффинажных заводов
Армия
Путин назвал героями всех бойцов на передовой
Мир
Ведущий Fox News Такер Карлсон назвал Зеленского опасным диктатором
Туризм
Почти 14 млн туристов посетили Москву с января по сентябрь
Мир
Песков указал на фактическое поощрение Берлином атак Киева по территории РФ
Мир
Захарова назвала заявкой на трибунал признание Меркель о Минских соглашениях
Мир
Силуанов заявил о подготовке Москвой ответных мер на потолок цен на нефть
Мир
В Кремле заявили о существующих рисках терактов в Крыму со стороны Украины
Культура
Netflix выпустил документальный сериал о принце Гарри и Меган Маркл

Навыки вместо профессий

Глава союза WorldSkills Russia Роберт Уразов — о том, почему выпускникам так важно самим определять свое будущее
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Президент России Владимир Путин объявил о запуске масштабного проекта по профориентации школьников — «Билет в будущее». Он стартует уже в этом году. Профориентационный тест охватит не менее 1 млн ребят, а 100 тыс. из них получат тот самый билет в будущее, который даст возможность пройти профессиональные пробы с наставниками.

По оценкам НИУ «Высшая школа экономики», половина образованных россиян работают не по специальности. И это как раз результат отсутствия профориентации. Чаще всего на выбор профессии у нас влияют родители и родственники, жизненные обстоятельства, ожидаемая зарплата. При этом крайне мало людей пробуют себя в той или иной специальности, перед тем как принять одно из самых важных в своей жизни решений.

В предыдущие годы в России произошел сильный перекос в сторону высшего образования. Большинство родителей во что бы то ни стало старались устроить своих детей в вуз лишь потому, что в обществе это стало своего рода социальной нормой. Фраза «пойдешь учиться в ПТУ», напротив, звучала как приговор. Однако рынку труда не требовалось столько юристов и экономистов, сколько «производили» вузы.  В результате многим выпускникам приходилось устраиваться на работу не по специальности.

Более 25% процентов российских выпускников и сейчас получают избыточное образование, которое не пригодится им в будущем. Дипломы вузов имеют 14% продавцов и охранников. В последнее время дисбаланс между высшим и средним профессиональным образованием стал понемногу выправляться. В прошлом году больше половины девятиклассников выбрали для продолжения учебы колледжи и техникумы. Об этом говорят результаты наших исследований, это же  подтверждают и данные Минобрнауки. Возможно, позже кто-то из них и решит получить диплом вуза, но это уже будет осознанный выбор.

Актуальность профориентации между тем не снижается. Мир профессий становится сложнее. Сегодня мы живем в век быстрой смены технологических укладов и глобальных подвижек на рынке труда. Многие профессии исчезают, вместо них появляются новые. Еще десять лет назад в мире не существовало некоторых из наиболее востребованных ныне специальностей, таких как, разработчик мобильных приложений, специалист по продвижению в социальных медиа (SMM), специалист по облачным вычислениям, создатель контента для YouTube-канала, оператор беспилотных летательных аппаратов. Но сейчас они не только есть, но и становятся всё более востребованными. Существующие профессии трансформируются. Камнетесы уже не работают молотком и зубилом, а программируют роботизированные руки, которые могут выполнять многие операции.

Чтобы не ошибиться с выбором, не потратить годы на приобретение нелюбимой специальности, школьникам важно иметь как можно больше информации о существующих и новых профессиях. Главное, у ребят должна быть возможность, как можно больше пробовать. Пробовать что-то делать своими руками под руководством наставников, которые, что называется, в теме. Только тогда ребята смогут принимать осознанное решение и самостоятельно выстраивать свою образовательную траекторию.

Развитые страны традиционно тратят огромные ресурсы на то, чтобы дать возможность каждому человеку найти дело по душе. Для того чтобы создавать продукты и технологии мирового уровня, профессионал должен не просто владеть профессией на уровне «могу», он должен быть по-настоящему увлечен своим делом. Таких профессионалов нам нужно начинать воспитывать уже сейчас.

Автор — глава союза «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Читайте также
Реклама
Прямой эфир