Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Жителя Луганска приговорили к 20 годам колонии за шпионаж и госизмену
Общество
Адвокат Кельбах заявила о неуплате бизнесменом Еговцевым денег инвесторам
Общество
В Подмосковье спилили главную новогоднюю елку страны для установки в Кремле
Общество
Посол России в КНДР Александр Мацегора умер на 71-м году жизни
Общество
Суд Петербурга оштрафовал бизнесмена Кунису по делу о финансировании ФБК
Авто
В РФ предложили пересмотреть господдержку для электромобилей
Мир
В Турции произошло землетрясение магнитудой 5,1
Общество
СК возбудил дело после смерти пациентки в клинике пластической хирургии в Москве
Мир
Глава Euroclear Урбен исключила передачу денег Евросоюзу за счет активов России
Армия
ВС РФ поразили объекты энергетической и транспортной инфраструктуры Украины
Общество
Аналитики указали на разрыв между средней ценой готового и строящегося жилья в РФ
Мир
В раде обвинили Зеленского в затягивании процесса мирного урегулирования
Мир
Пашинян предложил установить государственные флаги в армянских церквях
Мир
Орбан заявил о желании ЕС принять Украину и начать конфликт с Россией к 2030 году
Общество
В ГД предложили ввести видеофиксацию нотариусом сделок с жильем
Армия
Российская армия освободила Червоное в ДНР и Новоданиловку в Запорожской области
Общество
В Челябинской области на карантин закрыли восемь школ

Фестивальные противоречия

Главный приз Берлинале достался фильму о людях с психическими отклонениями
0
Фото: REUTERS/Hannibal Hanschke
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Итоги Берлинале сотканы из противоречий. Картина «Не прикасайся», получившая главный приз — «Золотого берлинского медведя», вызвала чувство отвращения и тошноты у большинства моих коллег (не только российских). Некоторые из них даже признавались, что не могли выдержать и десяти минут просмотра сексуальных откровений людей с психическими отклонениями и физическими недостатками, молодой румынке Адине Пинтилие, победа которой, на мой взгляд, была предопределена атмосферой времени, скандалом с Харви Вайнштейном и движением #metoo.

Парадокс состоял в том, что по своей объективной направленности лента, соединяющая игровое и документальное начало, подрывает основы нового феминистского пуританизма, призывая к пониманию телесности и раскрепощению сексуальности. В результате можно ожидать нового обострения отношений между критиками и «творцами» из международных жюри: лента получила всего 1,5 балла по рейтингу журнала «Скрин» — один из самых низких результатов, а собрала богатый урожай: помимо главного приза еще и приз за лучший дебют.

А вот картина Алексея Германа-младшего «Довлатов», продержавшаяся на втором месте (после мультфильма открытия «Остров собак» Уэса Андерсона, получившего ожидаемого «Серебряного медведя» за режиссуру), вынуждена была довольствоваться наградой за выдающийся художественный вклад художника фильма (и супруги режиссера) Елены Окопной. Многим показалось, что это приз утешительный и аналогичный тому, который в том же Берлине получил предыдущий фильм Германа.

Мне он утешительным не кажется, но проблема недооценки наших картин на западных кинофестивалях действительно существует. На мой взгляд, это объясняется не столько неблагоприятными политическими обстоятельствами, сколько невписанностью отечественной киноиндустрии в мировой кинопроцесс, где многое решается внутренними связями, лоббированием различных групп интересов и даже просто личными знакомствами. При прочих равных условиях побеждают «свои», хотя в Берлине именно немецкие ленты остались вообще без официальных наград.

Второй по значению приз жюри получила польская картина «Лицо» Малгожаты Шумовской, а приз Альфреда Бауэра за фильм, открывающий новые перспективы, достался «Наследницам» Марсело Мартинесси. Эта награда в советское время особо ценилась отечественными кинематографистами, поскольку в отличие от других имела денежную составляющую. Призом жюри была отмечена и исполнительница главной роли в «Наследницах» Ана Брун. Эта тонкая и грустная картина, чем-то напоминающая чеховский «Вишневый сад», была профинансирована в складчину Парагваем, Уругваем, Германией, Бразилией, Норвегией и Францией, но носила отчетливо латиноамериканский характер. Легкий привкус любовного влечения героинь разных возрастов друг к другу неожиданно перекидывал мосты к румынской провокации.

Если к двум десяткам официальных призов Берлинале добавить несколько десятков наград самых разных организаций, получится воплощение принципа «всем сестрам по серьгам», который вообще традиционен для Берлинского кинофестиваля. При множестве конкурсных программ это неизбежно, но зато позволяет отметить неожиданные сенсации, как, например, китайскую картину из программы «Форум молодого кино» «Слон, сидящий неподвижно» — дебют покончившего с собой режиссера Ху Бо.

Снятая одним планом норвежская картина «Утойа 22 июля» Эрика Поппе о расстреле, учиненном Брейвиком, была отмечена дипломом экуменического жюри. А единственный приз зрительских симпатий получил Тимур Бекмамбетов за фильм Profile, о котором я уже писал. Прокатчики почему-то решили сохранить оригинальное название, хотя и в русском языке термин «профиль» имеет профессиональное криминалистическое значение. Так что и здесь мы оказались победителями. Ну а споры по итогам Берлинале будут продолжены, когда, надеюсь, премированные картины доберутся и до наших экранов.

 

Читайте также
Прямой эфир