Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Песков заявил о неспособности помощи США Киеву повлиять на ситуацию на фронте
Мир
Посольство РФ заявило об отсутствии данных о задержании россиян в Германии
Общество
Песков назвал Путина требовательным к представителям власти
Мир
Пашинян указал на необходимость делимитации границ Армении с Азербайджаном
Мир
Страны G7 рассказали о планах на замороженные активы России
Общество
В Тюменской области ограничили движение по дороге в Казахстан из-за паводка
Общество
Собянин представил стратегию развития столичного здравоохранения до 2030 года
Происшествия
ВСУ снова атаковали тренажерный центр Запорожской АЭС
Мир
Захарова заявила об отсутствии реакции ВОЗ на удары ВСУ по врачам и больницам РФ
Экономика
ФАС напомнила продавцам куриных яиц о запрете на необоснованное повышение цен
Мир
Генпрокуратура ФРГ подтвердила аресты подозреваемых в шпионаже в пользу РФ
Мир
МИД РФ указал на безразличие Запада к планам Киева атаковать Крымский мост
Мир
Захарова заявила об уничтожении прав украинцев новым законом о мобилизации
Мир
Google уволил 28 сотрудников после их антиизраильской забастовки
Мир
В раде указали на возможность мобилизации до 10 тыс. осужденных украинцев
Общество
В Оренбургской области за сутки освободились от воды более 870 домов

Безграничный Башмет

На Зимнем фестивале искусств в Сочи народный артист СССР предстал перед публикой во всех своих амплуа
0
Фото: Алексей Молчановский
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Сочи завершился XI Зимний фестиваль искусств. Его основатель и артистический директор Юрий Башмет совсем недавно отметил 65-летие и полувековой юбилей сценической деятельности. Поэтому жители и гости города ожидали от народного артиста особой, праздничной программы. Юрий Абрамович поклонников не только не разочаровал, но, что еще сложнее, удивил, в очередной раз продемонстрировав: никаких границ — жанровых, национальных или стилистических — для него не существует.

Как и в прошлые годы, каждый день полуторанедельного марафона был наполнен множеством событий разного плана: это музыкально-театральные постановки, мастер-классы, лекции, выставки и даже соревнования поэтов. Основные мероприятия традиционно проходили по вечерам в монументальном Зимнем театре. И в большинстве из них маэстро принимал личное участие, представая во всех своих амплуа: как дирижер трех оркестров («Солисты Москвы», «Новая Россия» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр), альтист и даже театральный продюсер.

Именно его детище, спектакль «Страсти по Пиковой даме» — главная премьера Сочинского фестиваля. Хотя в программке режиссером значится Павел Сафонов, его имя указано только на втором месте, на первом — создатель «авторской версии». И, надо заметить, неспроста: концепция здесь — самое интересное.

«Страсти по Пиковой даме» продолжают линию сценических фантазий на оперные сюжеты. В прошлые годы это были «Кармен» по одноименному произведению Бизе и «Fortunatissimo, или Безнадежно счастливый человек» по «Севильскому цирюльнику» Россини. В этом, как несложно догадаться, за основу взяли шедевр Чайковского. Но классический сюжет был радикально переосмыслен. В центре повествования — вовсе не Лиза и Герман (хотя они все-таки есть в отличие от Полины и Чекалинского), а графиня в молодости и граф Сен-Жермен.

Из баллады Томского мы знаем, что в юности «московская Венера», веселясь на парижских ассамблеях, проигралась дотла и некий граф Сен-Жермен предложил ценой одного свидания с ним узнать три выигрышные карты. Больше в опере Чайковского об этом — ни слова. Башмет и Сафонов развивают байку до полноценной интриги — демонический алхимик хочет провести с красавицей не ночь, а целую вечность — всю жизнь загробную…

Графиню в юности играет Надежда Михалкова, главная звезда спектакля (не считая, разумеется, Башмета, который дирижирует оркестром). Того же персонажа в старости — народная артистка СССР, многолетняя солистка Мариинского театра Ирина Богачева. И они здесь почти не сходят со сцены. Но любопытно, что, несмотря на такой акцент, на «раздвоенный» персонаж графини, знаменитой фразы «Ваша дама бита!» не звучит — сцены карточной игры нет вовсе. Предполагается, что рассказанный Пушкиным и Чайковским «земной» сюжет мы и так знаем, спектакль же позволяет заглянуть «по ту сторону».

И в этом проявляется двойственность концепции. С одной стороны, авторы делают «облегченную» версию оперы — действие длится два часа, из них чистой музыки — около часа. Это увертюра, финальные оркестровые такты, а также самые известные вокальные номера — ариозо Германа, ария Лизы у Канавки, баллада Томского, ария Елецкого, песенка Графини… Но с другой стороны, предполагается, что настоящее удовольствие можно получить, лишь зная первоисточники Пушкина и Чайковского. Тогда постмодернистский «перевертыш» смотреть вдвойне интересно, ведь даже для знатоков тут сюрпризов хватает.

Непонятно только, как окрестить получившийся жанр: для оперы здесь пения слишком мало, для драматической постановки и даже мюзикла — слишком много. Но маэстро Башмет уже давно не считает нужным вмещать свои идеи в прокрустово ложе привычных форматов. И программа фестиваля это демонстрирует не в меньшей степени, чем главная премьера. Любые стили и национальные традиции, самые причудливые составы исполнителей — всему находится место.

Вечер португальской народной песни фаду (певица Тереза Салгэйра) здесь сменяется китайской оперой («Легенда о нефритовой заколке» была представлена коллективом из Пекина), а на гала-концерте на одной сцене оказываются симфонический и народный оркестры, играя то поочередно, то вместе. Ну а когда в главной нетеатральной премьере фестиваля — «Слове о полку Игореве» Александра Чайковского — на сцену выходит Михаил Ефремов и его артистичное чтение звучит в диалоге с альтом Юрия Абрамовича и обоими оркестрами, рождая нешаблонный образ русского эпоса, становится окончательно ясно: открытость к экспериментам и способность удивлять — по-прежнему главные качества Зимнего фестиваля и его бессменного руководителя.

 

Прямой эфир