Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Я к вам пишу

Эпистолярное наследие Владимира Набокова раскрывает историю его семейной жизни
0
Фото: commons.wikimedia.org
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Издательство «КоЛибри» впервые опубликовало на русском языке все письма Владимира Набокова к жене Вере. В увесистом томе около 400 страниц посвящены эпистолярию великого русского писателя и еще три сотни страниц занимают комментарии и научные материалы. Нет только ответных писем Веры Евсеевны — супруга гения уничтожила их...

Набоков и Вера Слоним познакомились на эмигрантском балу в Берлине в 1923 году. Причем девушка, которой было на тот момент 19 лет, в течение всего вечера не снимала маску, так и не позволив заинтригованному писателю увидеть ее лицо. Однако в следующие дни она ему послала сразу несколько писем, лишь на одно из которых соблаговолил ответить 21-летний Владимир. «Маленькая хитрость» — тут же признается он.

Зато в дальнейшей переписке на протяжении более полувека перевес был явно на другой стороне — снова и снова Набоков сетует, что Вера ему не отвечает. Впрочем, тотальная сосредоточенность на самом себе и нескрываемая эгоцентричность писателя, судя по всему, и не предполагали интенсивного диалога. «Письма к Вере» — скорее монолог в форме дневника, нацеленный на единственного (без сомнений, благодарного!) читателя.

Первые же письма — шедевры любовных признаний, страстные и в то же время изысканные. «Не скрою: я так отвык от того, чтобы меня — ну, понимали, что ли, — так отвык, что в самые первые минуты нашей встречи мне казалось: это — шутка, маскарадный обман… А затем… И вот есть вещи, о которых трудно говорить — сотрешь прикосновеньем слова их изумительную пыльцу», — пишет автор «Горнего пути». 

Романтическая поэтичность здесь разлита не только в стиле, но и в форме: Набоков, прославившийся как прозаик, а не поэт, периодически прикладывает к посланиям стихи, а то и вставляет их прямо в плоть текста. И если в ранних письмах это выглядит, конечно, желанием очаровать, «спеть серенаду» прекрасной возлюбленной, то с годами всё внешнее уходит, а остается трогательная игра слов — удивительная иллюстрация той степени близости, когда не пытаешься произвести впечатление и не боишься быть непонятым.

«Не люблю ничевошеньки, кроме одной кошеньки», — обаятельно рифмует Набоков. А последние письма к Вере и вовсе содержат лишь несколько поэтических строк. «А помнишь грозы нашего детства? / Страшный гром над верандой — и сразу / Лазурнейшее последствие / и на всем — алмазы?» (1975).

Таких поэтических, да и прозаических «алмазов» в письмах Набокова — множество. Даже когда писатель перечисляет расходы, пишет о сугубо бытовых вещах, нет-нет да и мелькнет яркий образ, метафора, а то и хлесткая шутка. 

«Каждое утро в 9 часов вынужден посещать с начальницей колледжа chapel и сидеть с ней в академическом плаще на сцене лицом к четырехстам девицам, распевающим гимны среди органной бури. Я взмолился — что, мол, еретик, что ненавижу всякое пение и музыку, но она строго возразила: ничего, у нас полюбите», — рассказывает Набоков о своем пребывании в колледже Атланты.

Это и другие письма начала 1940-х годов — пожалуй, самые ироничные в эпистолярном наследии Набокова. И показательно, что о войне в них — ни слова. В каком-то смысле письма Набокова — параллельная реальность, где если что и омрачает бесконечную любовь к Вере (а еще — к бабочкам) и столь же бесконечный успех автора, так это мелкие бытовые неурядицы и преодолимые финансовые затруднения. Но там нет места глобальным проблемам и тем более конфликтам с самой Верой.

Самый драматичный эпизод семейной жизни Набокова в письмах и вовсе не отражен. В 1937 году писатель, живший в Париже, с головой окунулся в роман с Ириной Гуаданини. Вера же с сыном Дмитрием остались в Берлине, откуда не могли уехать и по финансовым причинам, и из-за сложностей с визой. По приезде жены во Францию Набокову пришлось признаться в измене, но объяснение было устным, а следующее (после лета 1937-го) письмо к Вере датировано уже 1939 годом.

За скобками остался и период максимального успеха писателя, связанный с выходом «Лолиты» в 1955 году. Во второй половине века переписка практически иссякает, лишь изредка сверкая трогательными «эсэмэсками», как бы мы сейчас назвали эти лаконичные искорки в несколько слов. Пройдя разлуки, драмы, моменты отчаяния и триумфа, супруги достигли того уровня взаимоотношений, когда слова — даже набоковские — не нужны. 

В письмах первых 20 лет брака Набоков раскрылся сполна. Вера же так и осталась загадкой, сняв маску перед мужем, но не перед его поклонниками. Зато согласилась разделить с ними наслаждение его письмами. «Кушай, моя радость, этот виноградность», — напутствует Набоков в своей последней весточке Вере. Теперь мы можем попробовать его «угощение» вместе с ней. 

 

Прямой эфир