Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
В Бразилии начали проверку после сообщений о минировании посольства России
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Общество
Синоптики предупредили москвичей о грозе 27 апреля
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Общество
Число китайских студентов в России выросло до 41 тыс.
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Мир
МИД Польши раскритиковал Дуду за заявление о ядерном оружии
Мир
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА

У опасной черты

Политолог Эдуард Лозанский — о том, стоит ли ждать прогресса в отношениях Москвы и Вашингтона
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Вскоре после своего переезда в Белый дом президент Дональд Трамп поручил госсекретарю Рексу Тиллерсону найти способ наладить диалог с Россией. Тем не менее год спустя, несмотря на многократные заявления Трампа о том, что «только ненавистники и дураки» не понимают значимости для Америки поддержания хороших отношений между двумя основными ядерными супердержавами, господин Тиллерсон продолжает настаивать, что это невозможно до тех пор, пока Москва не вернет Крым Украине и не прекратит помогать Донбассу, провозгласившему свою независимость после переворота в 2014 году, в котором как США, так и ЕС сыграли важнейшую, если не решающую роль.

Поскольку Россия никогда не согласится с этими требованиями, все это равносильно утверждению, что ожидать улучшений отношений России и США в обозримом будущем не приходится, и, естественно, возникает вопрос — почему?

Почему США так упрямы в поддержании постоянного противостояния именно с той страной на планете, с которой Америке исключительно важно вести конструктивный диалог?

Что касается Крыма, то российский флаг развевался над этим полуостровом с 1783 года, практически с тех самых пор, как стали существовать Соединенные Штаты Америки. В 1850-х годах во время британского, французского и турецкого вторжения, известного как Крымская война, Америка была на стороне России, поставляя ей оружие и боеприпасы, а также направляя на помощь инженеров и врачей.

Никто в Вашингтоне даже не заметил, когда в 1954 году в СССР Никита Хрущев по своей прихоти перевел Крым из российской республики в украинскую. Никто не спрашивал жителей Крыма, хотят ли они войти в состав Украины или нет. Коммунистическое руководство сделало именно то, что делали монархи в XIX веке, когда по своему желанию передавали землевладения вместе с людьми от одного хозяина другому.

Те, кто знает ситуацию на местах, могут подтвердить, что подавляющее большинство крымчан никогда не считали себя частью Украины. Поэтому в феврале 2014 года после неконституционного отстранения от власти коррумпированного, но демократически избранного президента Виктора Януковича они обратились за защитой к российским военным, легально находящимся в Крыму. 16 марта 2014 года подавляющее большинство жителей Крыма проголосовали за то, чтобы выйти из состава Украины и присоединиться, а точнее, воссоединиться с Россией.

Кто-то может возразить, что референдум не был проведен в строгом соответствии с украинской конституцией, но во время неконституционного переворота вряд ли можно было этого ожидать. Также следует учитывать тот факт, что в новой киевской власти преобладали экстремистские националистические элементы (в том числе неонацисты), первые действия которых включали отмену русского языка на всей территории Украины, в том числе в Крыму.

Критики России также, очевидно, забывают о заявлении НАТО 2008 года о том, что Украина и Грузия станут членами этого альянса — обещании, которое НАТО не отменяло. Россия не могла бы допустить американский флот в Севастополь, так же как США — возможность присутствия российской военно-морской базы на Великих озерах.

Москва также не смогла игнорировать доказательства прямого вмешательства Вашингтона в украинский переворот, которое наглядно подтверждается выступлениями американских политиков на майдане и перехваченным телефонным звонком тогдашнего помощника госсекретаря Виктории Нуланд о фактическом назначении новой власти в Киеве.

Трамп интуитивно осознает потенциальные выгоды для Америки от налаживания отношений с Россией, но ввиду того, что внешняя политика США в этом вопросе теперь контролируется конгрессом (рейтинг которого всего 15%), он вынужден делать то, что ранее сам осуждал, включая исполнение пунктов из так называемого «кремлевского доклада» с новыми санкциями, которые уже многие сравнивают с объявлением войны.

Решение для Украины очевидно. Нет членству в НАТО. Нейтралитет. Региональная децентрализация, возможно, федерализация. Официальный статус русского языка. Это не вернет Крым Украине, но, вероятно, могло бы реинтегрировать Донбасс, который Россия демонстративно отказалась принять, несмотря на просьбы местных жителей и нежелание Киева реализовывать самоуправление, предусмотренное соглашением «Минск-2».

Трамп может по праву претендовать на успех в своей экономической политике, однако на внешнеполитической арене, которая крайне важна для национальной безопасности США и всего мира, прогресса нет. Такое положение дел может привести к трагическим последствиям, о которых пожалеют все, включая даже самых непримиримых.

Автор — политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир