Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Патриарх Кирилл дал напутствие Путину и подарил икону
Мир
NYT узнала о злости Си Цзиньпина на западную критику из-за связей КНР с РФ
Мир
Гуцул раскритиковала преследование в Молдавии празднующих День Победы
Политика
В ГД допустили кражу Евросоюзом доходов от активов РФ под предлогом помощи Киеву
Мир
Си Цзиньпин подчеркнул недопустимость повторения истории с ударом НАТО по Белграду
Общество
Защита «крабового короля» Кана обжаловала приговор по делу об убийстве
Политика
Путин завершил инаугурационную речь словами «Вместе победим»
Мир
СМИ узнали о попытке Украины сорвать акцию о фронтовиках в Нью-Йорке
Политика
Завершилась церемония инаугурации президента России Владимира Путина
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Правительство РФ ушло в отставку
Страна
Ветеран ВОВ пожертвовал 100 тыс. рублей бойцам СВО
Мир
В Финляндии допустили открытие границы с РФ после принятия закона о беженцах
Политика
Путин принес присягу на церемонии инаугурации в Кремле и вступил в должность президента
Мир
Писавший письмо Путину школьник из Австрии пожелал ему здоровья
Мир
В Босфоре приостановили движение судов из-за севшего на мель сухогруза
Мир
Евродепутат обвинила США в «агрессивной торговой войне» против ЕС

Преобразить жизнь провинции

Глава дирекции регионального развития ГЦСИ-РОСИЗО Алиса Прудникова — о том, как современное искусство влияет на социум и культурную среду
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Современное искусство сегодня всё активнее идет в регионы. Еще несколько лет назад постоянно приходилось доказывать его право на существование, объяснять его роль, эффективность, влияние на общество. И вот наступил период, когда это влияние стало всем очевидно. Региональные власти всё активнее инвестируют в строительство новых культурных учреждений, все захотели иметь свой музей или центр современного искусства.

Почему так происходит? Дело в том, что современное искусство в регионах начинают воспринимать как активную действующую силу, импульс для развития собственных креативных процессов. Это дает ощущение присутствия жизни, энергии места. Институции современного искусства становятся хранителями и распространителями этой энергии.

Проще говоря, когда в каком-то городе появляется музей, то он, с одной стороны, привлекает творческую молодежь региона, а с другой — радикально расширяет культурные горизонты местного населения, существующего в условиях острого дефицита художественных впечатлений, жизнь города преображается. А это хорошо и для горожан, и для власти, и для бизнеса.

Сегодня такие небольшие города, как Сатка, Норильск, Тобольск, ищут новые пути развития территории, инвестируют в то, чтобы жители не уезжали и их существование в конкретном пространстве было бы более осмысленным. Для решения этих задач необходим комплексный подход к социокультурному развитию территории. Ведь вокруг любой выставки, арт-проекта, художественной акции начинает формироваться сообщество неравнодушных людей, которые готовы инвестировать свое время и энергию в изменение ситуации на месте.

Правда, мы еще не до конца научились правильно применять это в регионах. Ведь ситуация везде разная, и формат определяют конкретные реалии (например, характеристики выставочных площадок, источники финансирования, наличие художественных образовательных учреждений и т.п). Мы пытаемся использовать опыт городов, где уже есть филиалы Государственного центра современного искусства в составе РОСИЗО (Екатеринбург, Калининград, Нижний Новгород, Томск…). Но вместе с тем каждый новый регион — это новый опыт.

Например, сейчас мы начали постоянное сотрудничество с Тюменью. Это город, где по идее нет никаких предпосылок для развития современного искусства. Там нет особенного интереса со стороны публики, отсутствуют яркие художники, которые были бы известны на российской сцене… Однако в Тюмени открылось новое музейное объединение, строительство которого шло больше 20 лет. Там сейчас самые лучшие за пределами Садового кольца условия для музейного хранения и суперпрофессиональные площади для показа искусства.

И вот у них появился вопрос: чем открывать это пространство, с чего начинать новую историю? Как позиционировать его в городе? И мы создали для них специальный проект в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале. В результате нам было сказано: «Мы готовы продолжать, нам интересно. Мы хотим, чтобы современное искусство присутствовало у нас постоянно. В музее это направление должно быть».

Там, где нет таких роскошных инфраструктурных условий, запрос другой: «Мы осознаем, что нам это надо, но хотим понять, какие могут быть форматы. Давайте делать образовательные программы, резиденции художников». Бывает, что на нас выходят представители крупного бизнеса, градообразующие предприятия. Показательный пример — творческий индустриальный кластер «Октава», созданный по инициативе госкорпорации «Ростех». Поскольку производство микрофонов на заводе «Октава» уже не требует таких площадей, которые были задействованы в советские времена, у предприятия высвободилась часть пространства и решено было разместить там Музей станка, в разработке концепции которого я участвую. 

Музей станка призван стать базой для взаимодействия современных художников с индустриальной историей своего региона. Экспозиция, включающая реальные станки разных времен, будет оформлена с максимальным применением современных мультимедийных возможностей, и здесь как раз открывается широкое пространство для творческих экспериментов. Помимо этого, там откроется Высшая техническая школа. Таким образом, индустриальный кластер заработает и как креативный, и как образовательный. Он должен стать точкой притяжения для жителей Тулы и сформировать совершенно новый тип городского досуга.

Я привела лишь два примера того, как регионы сегодня начинают движение в сторону современного искусства, но на самом деле таких примеров гораздо больше. Главное, что изменилось за последние 10 лет, — власть и бизнес увидели, какой действенной силой может быть современное искусство.

Мы осознали, что культура способна трансформировать среду, но теперь пришло время понять, как это реализовывать на практике.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

Прямой эфир