Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага

Прежнее руководство «Трансаэро» подозревают в пропаже 700 млн рублей

Следственный комитет РФ начал проверку деятельности бывших топ-менеджеров авиакомпании
0
Фото: ТАСС/Марина Лысцева
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Конкурсный управляющий авиакомпании «Трансаэро» Алексей Белокопыт заподозрил бывшее руководство компании в растрате не менее 728 млн рублей. Эти деньги были предназначены для выплаты кредиторам перевозчика в рамках конкурсного производства. Алексей Белокопыт направил заявление в правоохранительные органы с просьбой провести проверку ряда платежей авиакомпании в 2016–2017 годах (документ имеется в распоряжении «Известий»). По мнению конкурсного управляющего, речь может идти о правонарушениях, предусмотренных девятью статьями Уголовного кодекса РФ. Среди них — «Кража», «Мошенничество», «Присвоение или растрата». Главное следственное управление Следственного комитета (ГСУ СК РФ) по Москве уже начало доследственную проверку по факту злоупотребления полномочиями работниками авиакомпании, об этом «Известиям» заявили в СК РФ. Также 14 декабря на складе одной из компаний, указанной в заявлении, прошли обыски. Представители бывшего руководства «Трансаэро» считают, что обвинение безосновательно. По мнению независимых юристов, вероятность того, что уголовное дело будет возбуждено, высока.

В сентябре 2015 года авиакомпания «Трансаэро» не справилась с финансовыми трудностями и попросила правительство о помощи. В октябре того же года Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта, дававший фирме право заниматься коммерческими авиаперевозками.

В декабре 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ОАО «АК «Трансаэро» банкротом и ввел в компании процедуру наблюдения. Арбитражным управляющим был назначен Михаил Котов. Гендиректором «Трансаэро» чуть раннее — 24 ноября 2015 года — стал Александр Бурдин. Он пробыл в этой должности до середины сентября нынешнего года, после чего успел недолго поработать гендиректором «ВИМ-Авиа», также попавшей в сложное финансовое положение.

В сентябре 2017 года тот же суд еще раз признал ОАО «АК Трансаэро» банкротом и запустил конкурсное производство. С 13 сентября конкурсным управляющим стал Алексей Белокопыт из Евросибирской саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Уже 16 ноября Алексей Белокопыт направил заявление в Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел и Санкт-Петербургскую транспортную прокуратуру. В этом документе он утверждает, что в ходе изучения карточек счетов бухучета компании за период с 1 января 2016 года по 11 октября 2017-го обнаружены платежи, которые, «возможно, могут быть квалифицированы как действия, являющиеся преступлениями».

В заявлении перечислены девять статей Уголовного кодекса РФ, которые, по мнению управляющего, могли быть нарушены. Среди них — ст. 158 «Кража», ст. 159 «Мошенничество», ст. 160 «Присвоение или растрата», ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации», ст. 195 «Неправомерные действия при банкротстве», ст. 330 «Самоуправство» и ряд других.

В частности, был обнаружен договор ОАО «АК Трансаэро» с ООО «Сэвен Р», которому авиакомпания уплатила более 501 млн рублей за хранение имущества. В заявлении выражаются сомнения, что ценность имущества, которое хранилось на складе, сопоставима с суммой оплаты. Кроме того, автор документа предполагает, что стоимость услуг ООО «Сэвен Р» была «несопоставимо выше» средней по рынку.

По данным «Известий», 14 декабря на складах ООО «Сэвен Р» в Москве, где хранится имущество «Трансаэро», прошли обыски и выемка документов. Телефоны компании весь день были недоступны.

Одна из компаний — контрагентов «Трансаэро» до получения выплат начала процесс ликвидации. АО «Проектная индустрия» получило 46 млн рублей 26 февраля 2017 года, хотя еще 8 февраля было опубликовало сообщение о начале процедуры ликвидации этой фирмы.

В заявлении Алексей Белокопыт отмечает, что руководство компании осуществляло платежи с нарушением очередности, предусмотренной законом «О несостоятельности (банкротстве)». В нем сказано, что в первую очередь надо гасить долги перед сотрудниками предприятия.

В заявлении также говорится, что, несмотря на долги компании, руководители «Трансаэро» с 1 ноября 2015 года по 16 ноября 2017 года продолжали исправно получать не только зарплату, но и надбавки с премиями.

В частности, гендиректор Александр Бурдин за это время получил более 22 млн рублей в качестве зарплаты, премий и надбавок, то есть около 1 млн рублей в месяц. Главный бухгалтер Андрей Ковалев — более 21 млн рублей. Главный исполнительный директор Дмитрий Михальчук — более 14 млн. В общей сложности, 11 топ-менеджеров компании за это время получили почти 120 млн рублей.

Всего же в документе перечислены спорные платежи на сумму более 728 млн рублей. Алексей Белокопыт просит провести проверку изложенных фактов, и если они подтвердятся, привлечь виновных к уголовной ответственности.

Арташес Дадаян, представитель конкурсного управляющего Алексея Белокопыта, сообщил «Известиям», что администрация «Трансаэро» ждет результатов проверки фактов, изложенных в заявлении.

— Мы надеемся, что правоохранительные органы в рамках своих полномочий примут все необходимые и достаточные меры для защиты интересов кредиторов, в том числе работников «Трансаэро», налоговых органов и внебюджетных фондов, — заявил Арташес Дадаян.

При этом один из членов бывшего руководства «Трансаэро» рассказал «Известиям», что сейчас документы авиакомпании находятся в процессе передачи Алексею Белокопыту. Всего предстоит передать еще около 20 тыс. папок с документами, на что уйдет не менее четырех месяцев.

— Таким образом, заявление Алексея Белокопыта основано на неточных и неполных данных, — отметил собеседник «Известий». — Оно носит обвинительный характер без должных на то оснований. На протяжении полутора месяцев после введения конкурсного производства Белокопыт не представил людей с доверенностями для приема документов. На недавнем судебном заседании о понуждении Бурдина к передаче документов он не смог даже сформулировать, что именно ему не отдали, хотя передача идет постоянно.

Бывший сотрудник авиакомпании отметил, что указанный уровень зарплат ее экс-руководителей вполне соответствует среднерыночным для таких должностей. До кризиса, по его словам, в той же «Трансаэро» могли получать и больше.

По словам представителя  бывшего руководства «Трансаэро», сделки по хранению имущества авиакомпании заключались по рыночной стоимости, они «отражают значительный объем материальных ресурсов», которые необходимо было перевезти из других регионов страны и складировать в одной точке для финальной инвентаризации. Арбитражный управляющий Михаил Котов в период с декабря 2015 года по сентябрь 2017 года был полностью информирован обо всех подобных сделках и не возражал против их проведения.

— До оптимизации «Трансаэро» платила за склады и офисы 200 млн рублей в месяц, после оптимизации — 20 млн рублей в месяц, — отметил представитель бывшего руководства «Трансаэро». — Сейчас и эти платежи стали меньше.

По его сведениям, всего Александр Бурдин получил на оплате складов и офисов экономию более 4 млрд рублей — эти средства направлены на выплату зарплаты уволенным сотрудникам, поддержание активности авиакомпании и сохранение ее имущества для реализации в конкурсном производстве.

Участвовавший в процессе адвокат юридической фирмы «Павлова и партнеры» Сергей Левичев (представлял одного из кредиторов авиаперевозчика) рассказал «Известиям», что при вынесении судом решения о банкротстве вопрос об уголовном преследовании Александра Бурдина не поднимался. Подозрений или жалоб, которые могли бы перерасти в уголовные дела, не было.

Представитель Михаила Котова заявил «Известиям», что не знаком с сутью претензий Алексея Белокопыта.

— С заявлением мы не ознакомлены и комментировать его не можем, так как официальной бумаги у нас нет, — отметил он.

Арташес Дадаян рассказал, что общая сумма задолженности перед кредиторами, включенная в реестр требований, — порядка 230 млрд рублей. Но на самом деле она значительно больше. Еще не все компании выдвинули свои претензии. Кроме того, есть требования иностранных кредиторов, которые не признают российскую процедуру банкротства и надеются урегулировать проблему задолженности вне рамок этого процесса.

В СК РФ «Известиям» заявили, что сейчас ГСУ СК по Москве проводит доследственную проверку по факту «злоупотреблениями полномочиями работниками авиакомпании «Трансаэро».

— Доводы конкурсного управляющего Белокопыта будут рассмотрены в рамках указанной проверки, — рассказали «Известиям» в СК РФ.

По мнению члена московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Артема Чекоткова, вероятность того, что по заявлению Алексея Белокопыта возбудят уголовное дело, «очень высока».

— В заявлении перечислены признаки неправомерных действий, — рассказал «Известиям» Артем Чекотков. — Правоохранительным органам предстоит проверить, были ли они действительно совершены. Дело о банкротстве «Трансаэро» громкое, поэтому проверку проведут на должном уровне. Все необходимые инструменты у соответствующих органов есть. Следователям важно будет получить доступ к оригиналам договоров, электронной переписке, опросить топ-менеджеров, которые подписывали документы. В таком случае проверка долго не продлится.

В Министерстве внутренних дел РФ и в Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре не смогли предоставить оперативные комментарии.

 

Читайте также
Прямой эфир