Кирилл Плетнев: «Когда вышла Бузова, массовка собралась сама»
В российском прокате — драма Кирилла Плетнева «Жги!» с Ингой Оболдиной и Викторией Исаковой в главных ролях. История тюремной надсмотрщицы, неожиданно для себя и окружающих ставшей певицей, — дебют известного актера на режиссерском поприще. «Известия» встретились с Кириллом Плетневым за час до первой в его жизни большой премьеры.
— В одном из интервью вы сказали, что хотите работать только в России и говорить лишь на исконно русские темы.
— Не совсем так. Я говорил о том, что меня как русского человека волнуют особенности русского менталитета. Просто потому, что я их понимаю. Если бы я какое-то время пожил в другой стране, то, возможно, понимал бы и другой менталитет.
— Как проявляется русский менталитет в героинях этой истории?
— Всё очень просто. Прообраз героини — это британка Сэм Бейли, которая выиграла музыкальное шоу «Х-фактор». Это женщина, которая действительно работала надсмотрщицей колонии, правда, мужской. И вот, в свои 40 лет она стала профессиональной певицей и уже записывает платиновые диски. Когда я узнал об этой истории, подумал: «А как бы она развивалась у нас?»
Я понял, что в России в 40 лет жизнь заканчивается. Особенно в провинции. Если человек всю жизнь проработал на зоне, он уже не может себе представить, что в какой-то момент начнет петь или танцевать, ходить в драмкружок… Тогда как в Америке люди в 50 лет начинают играть в самодеятельном театре или, к примеру, учатся танцевать сальсу.
Я прекрасно понимаю, что если бы эта история действительно произошла у нас и надсмотрщица колонии в 40 лет захотела петь, то сразу же получила бы в ответ осуждение соседей, смешки за спиной от коллег, непонимание мужа и так далее. На пути к мечте у нас в стране препон гораздо больше, чем на Западе. Но они связаны прежде всего с барьерами, что у наших людей в головах.
— Какой месседж вы вложили в фильм для всех этих людей?
— Разрешайте себе быть счастливыми! Не запрещайте себе ими быть!
— Весь прошлый год фильм колесил по фестивалям и был тепло встречен зрителями. Думаете, широкая аудитория примет его так же?
— Здесь нужно учитывать множество факторов, один из которых — реклама, которой у нас, к сожалению, почти нет по финансовым причинам. Но я твердо верю, что «Жги!» — фильм сарафанного радио. Если люди его посмотрят, то непременно начнут рекомендовать друзьям и знакомым. По такому принципу в российском прокате прошли такие фильмы, как «Географ глобус пропил» и «Аритмия». Наш фильм — того же порядка. Если сарафанное радио сработает, картину ждет большой успех, в этом я уверен. «Жги!» — народное кино.
— У вас всегда были жесткие требования к профессионализму тех, с кем вы работаете: будь то осветитель, гример или актер. Какими судьбами кинодилетант Ольга Бузова оказалась в одном кастинг-листе с Ингой Оболдиной, Викторией Исаковой и Татьяной Догилевой?
— Для фильма мне нужна была звезда, которая приедет в Тмутаракань и произведет эффект разорвавшейся бомбы. Собственно говоря, лучшего кандидата на эту роль, чем Оля, представить было сложно. Когда она приехала в Нижний Новгород и вышла на съемочную площадку (дело было на одной из площадей), нам даже не пришлось искать массовку — она собралась сама. На такое сегодня способна только Ольга (смеется).
— Волнуетесь перед первой в жизни кинопремьерой?
— Очень, но волнуюсь по-хорошему, потому что это не конкурс. Ощущаю себя как в день своего рождения. Понимаю, что больше никогда не буду чувствовать себя так же. То, что сегодня происходит, случается с режиссером лишь раз в жизни.
— Вы 16 лет работали актером. К чему вы не были готовы, став режиссером?
— К одиночеству. Я был один долгое время: в процессе написания сценария, во время поиска продюсеров, финансирования. Очень многие отказывались от сотрудничества со мной. Всем нравился сценарий, но все просили меня поменять возраст главной героини — сделать ее не 40-летней, а 20-летней. В итоге картина превращалась в очередную историю про Золушку.
— Терялась «фишка»?
— Именно так. В этой ситуации сложно было не отчаяться — одна неудача следовала за другой. Но потом появился Костя Меладзе, который прочитал мой сценарий и сказал, что ему очень нравится эта история и он хочет писать к моему фильму музыку. В конечном итоге музыку к фильму он так и не написал. Но сделал для картины многое — обратил на нее внимание. Это вселило в меня определенную надежду и уверенность, что всё получится.
К тому же его имя открыло мне множество дверей. Когда я говорил, что музыку к фильму будет писать Костя Меладзе, люди клевали. Потом появился продюсер Рубен Дишдишян — он поверил в эту историю сразу, как только прочитал. Тогда я понял, что машина заработала. Мы выиграли питчинг в Министерстве культуры, получили финансирование, мои друзья из Пскова нашли колонию, где начали снимать фильм. Всё цеплялось одно за другое, и я испытывал не сравнимый ни с чем кайф.
— С Артемом Михаенкиным, который в итоге написал музыку к «Жги!», вас познакомил Меладзе?
— Да, это его друг. С Артемом мы теперь работаем над второй моей полнометражной картиной — «Неидеальные».
— Расскажете о ней?
— Это своеобразный «Дневник памяти» — помните такой фильм с Райаном Гослингом? — только по-русски (улыбается). История про двух девушек, которые любили одного парня. В начале фильма он умирает, а после его смерти они вдруг начинают получать от него послания: SMS, знаки какие-то — то, что мог знать только он. Они не понимают, жив он или нет. В своих посланиях он дает им понять, что они должны вдвоем (хотя они соперницы) отправиться в определенное место и разгадать какую-то тайну.
— Это роуд-муви?
— Я бы даже сказал, некий квест (улыбается), мелодраматический триллер. Картина далась непросто — мы снимали в огромном количестве локаций. В главной мужской роли снялся Риналь Мухаметов, а Люба Аксенова и Полина Максимова — в главных женских.
— К актерской профессии не собираетесь возвращаться?
— Я отдал ей достаточно лет и не собираюсь с ней завязывать. Например, сыграю небольшую роль в своем следующем фильме. Просто в какой-то момент четко понял, что я не только актер. Понял, что хочу вернуться к тому, о чем я мечтал в 16 лет, и все-таки попробовать стать режиссером. На тот момент я переживал развод, у меня было очень сложное внутреннее состояние. Передо мной стоял выбор — уехать на ПМЖ в Таиланд либо поступить во ВГИК на режиссуру. Я выбрал второе.