Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Кулеба связал потерю Авдеевки ВСУ с недостатком западных боеприпасов
Мир
Министр финансов Украины рассказал об ощутимой нехватке средств без помощи Запада
Происшествия
Силы ПВО сбили беспилотник в Новооскольском городском округе Белгородской области
Мир
Явка на досрочных выборах в парламент Белоруссии достигла 41,71%
Спорт
Форвард «Динамо» установил рекорд по числу очков за один регулярный чемпионат КХЛ
Мир
Хакеры пустили пророссийские лозунги в эфир украинского телеканала
Мир
Восемь полицейских были ранены на сельскохозяйственной выставке в Париже
Происшествия
Два человека погибли в результате пожара в Удмуртии
Мир
ЕК в марте представит программу переговоров о вступлении Украины в ЕС
Мир
СМИ сообщили о 18 арестованных на антиправительственном митинге в Тель-Авиве
Армия
Рядовой Сеитхалилов вывез с поля боя около 100 раненых за 10 дней
Мир
Нетаньяху сообщил о вынесении на утверждение кабмина плана действий в Рафахе
Мир
Нуланд заявила о выгодах американской помощи Украине для экономики США
Общество
Добровольцы из зоны СВО поженились на выставке «Россия» в Москве
Мир
Захарова усомнилась в компетентности Бербок из-за слов о санкциях против РФ

Илону Маску ответят «Союзом»

РКК «Энергия» приступает к разработке многоразовой ракеты
0
Фото: РИА Новости/Игорь Агеенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В России начинают разработку многоразовой ракеты среднего класса. Она станет ответом на созданный Илоном Маском носитель Falcon 9. Унификация с одноразовым «Союзом-5» позволит запускать будущую отечественную ракету с Байконура, Восточного, а также с плавучего космодрома в Тихом океане — по программе «Морской старт». Разработкой новинки займутся РКК «Энергия» и ракетно-космический центр «Прогресс». По мнению экспертов, создание многоразового носителя важно для удержания позиций России на рынке пусковых услуг.

Разработка ракеты с многоразовой первой ступенью будет идти одновременно с созданием ее одноразовой версии. Эскизное проектирование «обычного» «Союза-5» завершено в конце ноября. В ближайшие дни документация будет представлена в «Роскосмос». Носитель среднего класса создается для замены ракет «Зенит», которые ранее производились Россией и Украиной совместно.

Как рассказали «Известиям» в ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», техническое задание «Роскосмоса» на разработку «Союза-5» не предусматривает многоразового применения этой ракеты или отдельных ее элементов.

— В ближайшее время в инициативном порядке будут рассмотрены вопросы многоразового использования первой ступени, как самой дорогой части носителя, — сообщили «Известиям» в пресс-службе предприятия. — По результатам будут приняты решения о продолжении работ.

Разработку «Союза-5» с многоразовой первой ступенью будут вести специалисты РКК «Энергия» и ракетно-космического центра «Прогресс». 

Предполагается, что ракета будет совершать самостоятельную посадку — как и Falcon 9 американской корпорации SpaceX. Однако будут просчитаны и другие варианты, например использование парашютов. Планируется максимально унифицировать носитель с базовой одноразовой версией для запуска обеих модификаций с одних и тех же стартовых комплексов — Байконура, Восточного и пусковой платформы «Морской старт» в Тихом океане.

Как пояснил гендиректор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, главный фактор, который будут учитывать при разработке, — экономическая целесообразность создания многоразовой ракеты. Необходимо определить стоимость подготовки ступеней после полета к следующим запускам. Также планируется рассчитать грузоподъемность ракеты — для ее самостоятельной посадки в баках необходимо оставлять до 30% топлива.

— Мы сейчас делаем «боковую» опытно-конструкторскую работу, чтобы не отстать от мирового тренда, — рассказал Владимир Солнцев. — Посмотрим на целесообразность. Главный критерий при разработке — сколько стоит вывод килограмма груза на низкую околоземную орбиту. Технически мы к этому готовы.

Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев считает создание многоразовых носителей перспективным и экономически выгодным.

— Один из самых дорогих узлов ракеты — это двигатели, — рассказал «Известиям» Иван Моисеев. — Если мы сажаем ступень или каким-либо иным образом спасаем двигатели, то это дает 10–20% экономии на каждом пуске. Для носителя это серьезная экономия. Кроме того, появление российской ракеты с многоразовой ступенью позволит защитить нашу долю на мировом рынке космических пусков, пошатнувшуюся после аварий последних лет.

В США уже две частные компании разработали ракеты с посадкой первых ступеней после старта. Фирма Blue Origin в 2015 году провела испытания одноступенчатого носителя легкого класса. В том же году корпорации SpaceX предпринимателя Илона Маска удалось посадить на Землю первую ступень двухступенчатой ракеты среднего класса Falcon 9.

В 2017 году SpaceX провела 16 запусков Falcon 9. Из них три — с повторным использованием ранее запущенных ступеней. Доля Falcon 9 на международном рынке космических запусков составляет 20%, включая государственные и коммерческие заказы. Примерно такую же долю контролирует «Роскосмос».

 

Прямой эфир