Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ООН призвали принять меры для деэскалации украинского конфликта
Мир
Путин пообещал зеркальный ответ в случае эскалации военных действий
Политика
В Госдуме прокомментировали использование ракет «Орешник» на Украине
Мир
В посольстве РФ сообщили о 70 раундах санкций Канады против России
Мир
Зеленский потребовал мир отреагировать на пуск российской ракеты «Орешник»
Мир
Пушков указал на опасность приближающих конфликт с Россией действий США
Политика
Глава ЛНР назвал удар России по ОПК Украины «Орешником» ответом сильной страны
Мир
Маск заявил о планах по реформированию госаппарата США и сокращению расходов
Мир
В ООН рассказали об обострении ситуации в Ливане
Экономика
В ЦБ объяснили рекордный рост резервов РФ в золоте
Общество
Бывшие сотрудники Блиновской раскрыли суду подробности ее бизнеса
Мир
Бывший аналитик ЦРУ заявил о неспособности западной ПВО отразить удар «Орешника»
Мир
Советник Нетаньяху заявил о возможной роли РФ в перемирии с «Хезболлой»
Армия
«Орешник»: Россия ударила по Украине новейшей БРСД
Мир
Итальянский политолог назвал пуск «Орешника» последним предупреждением Западу
Общество
Спецборт МЧС доставил в Москву 37 россиян и 19 белорусов из Ливана
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил об уничтожении пяти украинских БПЛА
Происшествия
Богомаз сообщил об уничтожении еще одного БПЛА над территорией Брянской области

Аварией «Фрегата» заинтересовался Следственный комитет

Началась доследственная проверка в отношении ряда руководителей ракетно-космической отрасли
0
Фото: ТАСС/Смитюк Юрий
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Следственный комитет (СК) России изучит причины аварии разгонного блока «Фрегат». Во вторник вскоре после старта были потеряны 19 космических аппаратов — спутник Росгидромета «Метеор-М» № 2.1, студенческий аппарат МГТУ «Бауманец-2» и 17 иностранных микроспутников. Рассматривается несколько версий нештатной ситуации: сбой в системе управления разгонного блока и ошибка в программном задании.

По информации источника «Известий» в следственных органах, начата доследственная проверка в отношении должностных лиц предприятий ракетно-космической отрасли. Вопросы имеются к генеральному директору НПО Лавочкина (производитель «Фрегата») Сергею Лемешевскому и председателю госкомиссии, давшему разрешение на старт, — первому заместителю гендиректора госкорпорации «Роскосмос» Александру Иванову.

Носитель «Союз-2.1б» стартовал с космодрома Восточный 28 ноября в 8:41 по московскому времени. Полет ракеты прошел штатно. Но, как писали «Известия», на этапе работы разгонного блока нештатная ситуация привела к потере 19 космических аппаратов, созданных в России, Канаде, Японии, Швеции, США и Германии.

Как рассказал «Известиям» источник в следственных органах, по предварительным данным, основной версией аварии считается систематический сбой в работе блока спутниковой навигации, входящего в систему управления «Фрегата». Эта повторяющаяся ошибка была известна как НПО Лавочкина, так и «Роскосмосу». Но Сергей Лемешевский и Александр Иванов всё равно дали добро на проведение пуска. Было подписано заключение о том, что данная проблема не влияет на работу разгонного блока.

— СК начал доследственную проверку по факту совершения должностных преступлений, — рассказал «Известиям» источник.

Проверкой занимается Главное управление СК по расследованию особо важных дел. Именно это подразделение, выполняющее проверки по указанию руководства страны, ранее вело расследование хищений на космодроме Восточный.

В СК не удалось получить оперативный комментарий.

В «Роскосмосе» «Известиям» сообщили, что создана комиссия по расследованию причин аварии.

— Комиссия приступила к работе, но пока преждевременно говорить о версиях случившегося, — заявили «Известиям» в пресс-службе госкорпорации.

Как рассказал «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли, повторяющийся сбой действительно известен специалистам. Он встречался и ранее. В частности, этот сбой был отмечен при наземных испытаниях ракеты-носителя «Союз-2.1б» в сборке с разгонным блоком и космическими аппаратами. В этой связи перед пуском 28 ноября аппаратура была выключена и не участвовала в выдаче команд системе управления «Фрегата».

В руководстве НПО Лавочкина в беседе с «Известиями» высказали уверенность, что разгонный блок «Фрегат» не виноват в случившейся аварии.

По данным другого источника «Известий» в ракетно-космической отрасли, причиной нештатной ситуации могла стать несогласованность полетных заданий носителя и «разгонника», допущенная НПО автоматики (Екатеринбург) и НПЦ автоматики и приборостроения (Москва).

Справка «Известий»

Система навигации разгонного блока «Фрегат» использует  трехосную гиростабилизированную платформу — устройство, реагирующее на изменение углов ориентации изделия. Ее работа начинается после отрыва ракеты от стартового стола. Проблема таких систем — накопление ошибок измерения со временем.

 

Для уточнения параметров во «Фрегате» используется аппаратура спутниковой навигации. Перед маневрами разгонного блока она должна уточнить его местоположение по данным систем ГЛОНАСС и GPS. Полученный результат передается в бортовой компьютер. Но при серьезных расхождениях между данными гироскопов и спутниковой навигации система управления  не учитывает информацию от ГЛОНАСС и GPS.

 

Как рассказал собеседник, эти предприятия не согласовали точное положение третьей ступени носителя «Союз-2.1б» при отделении от него разгонного блока. По имеющейся информации, ракета вышла в нужную точку с нарушением определенных углов положения. Это не стало бы критической ошибкой, если бы на нее не наложилась вторая проблема: программа полета «Фрегата» жестко зашита в его систему управления. Неправильное положение «разгонник» пытался компенсировать маневром, но не успел его провести за одну минуту — время между отделением от ракеты и первым включением двигателя. По прошествии минуты «Фрегат» включил двигатель, находясь почти в перевернутом положении. Импульс направил его в атмосферу.

По данным источника, сведением полетных заданий и их комплексной проверкой должно было заниматься подразделение головного научного института «Роскосмоса» ЦНИИмаш — отдел проверки полетных заданий.

В НПО автоматики «Известиям» заявили, что никаких претензий к ним не предъявляли. Комментарий НПЦ автоматики и приборостроения получить не удалось.

Генеральный директор РКЦ «Прогресс» (производитель ракет «Союз») Александр Кирилин отказался от комментариев на время работы комиссии по расследованию аварии.

 

Читайте также
Прямой эфир