Иракцы готовятся к «сафари» против ИГ
Иракская армия готова начать последний этап зачистки страны от боевиков ИГИЛ (деятельность организации запрещена в России). Об этом «Известиям» сообщил официальный представитель премьер-министра страны Саад аль-Хадиси. Силам безопасности предстоит провести операцию в пустынных районах около границы с Сирией. Однако битва предстоит нелегкая: одно дело уничтожать террористов в населенных пунктах, и совсем другое — искать их на огромных пространствах. Тем не менее в успехе правительственных войск сомневаться не приходится.
Вооруженные силы Ирака уже в ближайшие дни намерены начать операцию по восстановлению полного контроля над территориями, где еще присутствуют боевики ИГИЛ, сообщил «Известиям» Саад аль-Хадиси.
— После того как иракская армия закончила освобождать населенные пункты страны, она теперь займется зачисткой пустынных районов, расположенных в пределах провинций Анбар и Найнава. Ранее контроль над ними был частично восстановлен, теперь эта работа будет продолжена, чтобы полностью обезопасить иракско-сирийскую границу и смежные с ней районы. Террористы используют особенности местности в свою пользу, но можно констатировать, что у них нет сил оказывать значительное сопротивление и тем более вновь расширить районы своего присутствия, — сказал Саад аль-Хадиси.
Ранее иракская армия освободила 20-тысячный город Рава в провинции Анбар — последний населенный пункт, подконтрольный ИГИЛ. Премьер страны Хейдар аль-Абади 21 ноября констатировал, что «в военном плане с группировкой в Ираке покончено», но о победе пока объявлять рано, поскольку еще требуется проводить зачистки. Если говорить об оставшихся под контролем боевиков районах у границы с Сирией, то речь идет о территориях в несколько тысяч квадратных километров.
Таким образом завершится более чем трехлетняя история псевдогосударства, о создании которого ИГИЛ объявил в июне 2014 года. Тогда террористы контролировали около 100 тыс. кв. кмв Сирии и Ираке. В последнем им удалось захватить значительное количество городов по течениям Тигра и Евфрата. В частности, боевики удерживали Эль-Каим, Рамади, Эль-Фаллуджу, Мосул, Бэйджи, Тикрит. Более того, они вплотную подошли к Багдаду.
Летом 2014 года для борьбы с ними была сформирована международная коалиция во главе с США, также иракским властям поставляла военную технику и оружие Россия.
Судьбу ИГИЛ фактически предрешила битва за Мосул, который считался столицей террористов в Ираке. О начале штурма объявил в октябре 2016 года Хейдар аль-Абади. Операция продлилась до июля следующего года. С тех пор возвращение контроля над занятыми боевиками территориями стало лишь вопросом времени. И теперь этот процесс подходит к концу.
Как отметил в беседе с «Известиями» эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Олег Глазунов, сомневаться в будущем успехе иракских вооруженных сил не приходится, но операция им предстоит нелегкая, несмотря на то что противник фактически обескровлен.
— Никто не собирается оставлять ИГИЛ ни одного квадратного сантиметра. Но одно дело вести бои в городе, где расположение врага понятно. Другое дело — бегать за ним по пустыне, — сказал эксперт.
События последних трех лет показали: с террористическими образованиями при наличии желания можно успешно бороться. В то же время открытым остается вопрос, как противостоять террористическим организациям, не имеющим территорий. В данном случае универсального рецепта никто пока еще не придумал. ИГИЛ, обреченный потерять территории в Ираке и Сирии, за последние годы собрал массу последователей. Причем не только на Ближнем Востоке, но и в Европе, Юго-Восточной Азии, Африке и других регионах. И это может стать серьезной головной болью для властей многих стран. А потому в истории, начавшейся в 2014 году, в ближайшее время надо ожидать смены вектора борьбы: военные близки к тому, чтобы отойти на второй план — основную роль станут играть главным образом спецслужбы.