«Наша задача — повышать уровень сервиса»
Транспортная авиация служит ключевым звеном, обеспечивающим боеспособность вооруженных сил в целом, и от ее состояния подчас зависит больше, чем от боевых подразделений. В ближайшие годы выпуск транспортных самолетов в России должен возрасти — как по количеству, так и по номенклатуре. На полях авиасалона Dubai Air Show 2017 на вопросы обозревателя портала iz.ru ответил заместитель генерального директора авиационного комплекса «Ильюшин» Павел Черенков.
— Каковы основные задачи, стоящие перед «Илом» сегодня?
— Первая задача, учитывая создание дивизиона транспортной авиации, — это объединение предприятий для работы на единые цели. Следующая — это увеличение общего выпуска самолетов по дивизиону и ОАК в целом. На этом направлении мы очень ждем, например, запуска поточной линии в Ульяновске в конце следующего года, которая позволит производить 12 самолетов Ил-76 в год.
Надо при этом учитывать, что и этот объем не закрывает потребности рынка, он намного шире — и внутренний рынок не исчерпывается 39 самолетами, которые мы должны построить по контракту с Минобороны, а кроме того, у 76-й машины есть экспортный потенциал.
Если говорить о развитии Ил-76, то мы возлагаем большие надежды на Ил-76МФ, его удлиненную модификацию. Эту машину ждут и ВКС — для решения десантных задач, и другие пользователи. Если спрос на Ил-76МФ будет сформирован, то запуск этого самолета в опытное производство возможен начиная с 2020 года.
— Чем новый Ил-76МФ будет отличаться от машин этой модификации, построенных в свое время в ташкентском авиационном объединении?
— Основные новшества, конечно, сосредоточены в системе управления и авионике. Это цифровая авионика и стеклянная кабина, разумеется.
— Новый двигатель?
— Ремоторизация возможна. Мы, конечно, ждем ПД-14 и с удовольствием его бы поставили, если будет такая возможность, учитывая его характеристики. Если говорить о моторах, то мы ждем и ПД-35 — новый мотор для тяжелых машин. Возможна ремоторизация Ил-96 на два двигателя.
— Если говорить о Ил-96, то где рынок у этого самолета и каковы его перспективы, особенно в условиях разработки совместного российско-китайского проекта широкофюзеляжного самолета?
— Перспективы Ил-96 во многом будут определены характеристиками его модернизированного варианта. По этой машине давно прорабатывалось, например, композитное крыло, и имеющиеся наработки по МС-21 позволяют эту задачу решить. В сочетании с новыми моторами композитное крыло резко повысит топливную эффективность и коммерческую привлекательность самолета.
— Что нового ждать в линейке тяжелых транспортных машин?
— Скоро мы поднимем первый новый топливозаправщик — Ил-78М-90А ульяновской постройки, эту машину очень ждут в дальней авиации, учитывая их планы расширения парка стратегических бомбардировщиков.
Что касается именно грузовиков — то в категории 120 т «Руслан» с учетом его модернизации закрывает потребности как минимум до 2040-х годов. Возможно, будут и другие проекты.
— Что можно сказать о перспективах Ил-276? Средний транспортник ждут уже больше 20 лет…
— В настоящее время подписано соглашение всеми заинтересованными сторонами. Мы заканчиваем эскизное проектирование и готовы к рабочему. Основная задача — организация управления программой, мы уверены, что это позволит минимизировать проблемы при запуске машины в серию.
Машина очень востребована — 20 т нагрузки закрывают значительную часть задач, позволяя не гонять «недогруженные» Ил-76. Работающие в этой весовой категории Ан-12 стремительно выбывают. Ил-276 в значительной мере унифицирован с Ил-76 по грузовой кабине и центроплану, и мы рассчитываем, что опыт освоения Ил-76 в Ульяновске облегчит запуск в серию «младшей» машины.
— Какой двигатель будет использовать Ил-276?
— Первый опытный экземпляр, скорее всего, будем поднимать с ПС-90, а в серию этот самолет, очевидно, должен пойти уже с ПД-14. Если всё пойдет, как мы планируем, то первый полет нового самолета может состояться до конца 2023 года.
В целом линейка на перспективу у нас практически сформирована. Это Ил-112, который должен полететь в начале следующего года, пассажирский Ил-114, затем средний транспортный самолет — Ил-276, затем всё семейство Ил-76, включая заправщики и спецверсии, и, наконец, Ил-96 и перспективный комплекс транспортной авиации.
По моделям мы закрываем практически весь диапазон рынка. Наша задача — повышать уровень сервиса, мы ее будем решать на основе наших работ по программе среднего ВТС, где она поставлена исходно, и работ по жизненному циклу. В перспективе мы обеспечим сопровождение жизненного цикла самолета на всем его протяжении, включая и техническое обслуживание, и ремонт, и оперативное устранение неисправностей, и доработки ранее выпущенных самолетов.