Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Мир
СМИ сообщили о провале усилий по изоляции РФ после визита Путина в Индию
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Общество
Первые дни в декабре стали бесснежными в четвертый раз за XXI век в Москве
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Мир
Кирилл Дмитриев согласился с Маском о движении Европы к забвению
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Глава Qatar Energy выразил недоумение решением ЕС отказаться от российского газа
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
Глава МИД Польши предложил Илону Маску отправиться на Марс
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Армия
Стало известно о ликвидации российскими бойцами боевика подразделения «Кракен»
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Общество
В аэропорту Волгограда временно приостановили полеты
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Спорт
«Зенит» одержал победу над «Акроном» в матче РПЛ
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн

Владимир Федосеев: «Россия сейчас задышала»

Народный артист СССР — о концертах в провинции, возвращении в Санкт-Петербург и управлении оркестром без дирижерской палочки
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В концертных залах страны продолжают чествовать художественного руководителя Большого симфонического оркестра им. П.И. Чайковского Владимира Федосеева, в августе отметившего 85-летие. Юбилейный марафон завершится 20 декабря концертом в Колонном зале Дома союзов. С маэстро встретился корреспондент «Известий».

— Многие города мира рады провести концерты в вашу честь. Почему вы решили начать с Москвы и Санкт-Петербурга?

— Вообще я не очень люблю что-то праздновать, меня это всегда стесняет. Но выступать на сцене Московской консерватории, работать с замечательными певцами — большая радость. В дирекции «Геликон-оперы» мне решили преподнести замечательный подарок: дали возможность исполнить шедевры русской музыки вместе с хором театра, оркестром «Геликон-оперы» и Большим симфоническим оркестром. Ну а Петербург-Ленинград — мой родной город, в котором я много лет не был.

— Как прошел вечер в Большом зале Санкт–Петербургской филармонии имени Шостаковича?

— Я переживал, потому что давно не ощущал стен филармонии и Большого зала. К тому же программа концерта была предложена мной. Пятая симфония Глазунова давно не звучала в Санкт-Петербурге. «Весна священная» Стравинского — показатель высокого уровня любого симфонического оркестра. Вступление к опере Римского–Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» («Похвала пустыне») в сравнении с музыкой Стравинского — другой взгляд на прошлое, русскую природу.

Когда все завершилось, я понял, что меня помнят, ждали. И пребывание в Санкт-Петербурге стало настоящим праздником. Был полный зал, публика нас отлично принимала. А после концерта я встретил своих родственников. Племянница вышла замуж, племянник женился. Они народили новых людей. Мы наконец увиделись.

— В зале «Стравинский» «Геликон-оперы» вы исполнили композиции для хора и оркестра. Дань оперному театру?

— Прежде всего это шикарные номера русской музыки: кантата «Москва», увертюра «1812 год» и симфоническая фантазия «Франческа да Римини» — сочинения Петра Ильича Чайковского, композитора моего сердца, моей души.

Возможности хора «Геликон-оперы» мы показали также в «Половецких плясках», фрагменте второго действия оперы «Князь Игорь». Бородин, как и Мусоргский, — выразители истории народа. Наши музыканты свободно интерпретируют эту музыку, поскольку умеют проникнуть в суть разных жанров и стилей.

— Полгода назад вы стали музыкальным руководителем и главным приглашенным дирижером «Геликон-оперы». Как вы оцениваете состояние оркестра?

— Это прекрасный коллектив, в котором все любят работать, всем помогают, один за другого болеет. Обычно в театрах плетут интриги, распространяют сплетни, здесь этого нет. Такая дружественная атмосфера во многом зависит от художественного руководителя театра Дмитрия Александровича Бертмана.

Сейчас я работаю над звучанием. Чтобы человек включил радио и сразу понял: играет оркестр «Геликон-оперы». При этом, конечно, ориентируюсь на стиль и качество исполнения моего родного Большого симфонического оркестра имени Чайковского.

— Каким должен быть звук, которого вы добиваетесь?

— Песенным, гомогенным и легатным. Тихая музыка выражает куда больше страсти, чем громкая. Если оркестр поет, то человек, когда его слушает, принимает звучание музыкальных инструментов близко к сердцу. Можно не понимать многого в музыке, а оркестр при этом будет ласкать душу. Среди труднейших задач дирижера — «слить» звук разных оркестровых групп, уравновесить звучание, добиться его наполненности.

— Несколько лет назад вы перестали использовать дирижерскую палочку.

— Она перестала мне быть нужной, мои руки стали быстрее «срастаться» с музыкантами. Однажды я дирижировал двухтысячным хором на стадионе в Стокгольме. Большущее расстояние. Меня с моей маленькой палочкой никто не видел, и я бросил ее. Как выяснилось потом, «загребающие» жесты лучше работают на голос и на большие амплитуды. Моих глаз и рук оказалось достаточно, чтобы овладеть общей энергетикой.

— В чем, по вашему, заключается уникальность дирижерской профессии?

— Дирижер — связующее звено между композитором и публикой. Он должен найти такие качества произведения, которые иногда не могут открыть в нем исполнители и автор. В каком-то смысле дирижера можно считать режиссером в музыке. В обеих профессиях очень важен момент влияния. Возможно, поэтому выдающиеся солисты, великие музыканты не становились великими дирижерами. Нам ведь важно не только говорить, объяснять свою точку зрения, но и убеждать в своей правоте.

— Ваши партитуры полны вкладок и пометок разноцветными карандашами. Что вы записываете?

— Я нахожу какие-то запоминающиеся вещи в природе. Она ведь питала умы многих композиторов. Так что записываю слова или выражения: «снег», «солнце», «вспоминай ветер», «вспоминай дождь». Вот, например, Чайковский ехал в поезде из Петербурга в Москву. Он написал под стук колес начало четвертой картины «Пиковой дамы». Я для себя отмечаю: «Вспомни колеса». Над Второй симфонией Брамс работал на озере Вертер в Каринтии. Я записал себе кратко: «волны». Никто другой, наверное, мои записи не поймет.

— В декабре в «Геликон-опере» премьера «Пиковой дамы». В России вы не дирижировали этой оперой два года.

— Мне кажется, что я открыл партитуру впервые. Что не дирижировал этой оперой никогда. Стараюсь, конечно, исходить из темпов. Темп выбираю в зависимости от внутренних состояний персонажей. В опере очень важна фразировка. Приходится часто просить того или иного солиста: «Прочти мне текст». Читает он замечательно, а спеть не может. Тогда говоришь: «Вникни в слова». К каждому певцу ищешь подход, чтобы раскрыть его талант, ведь музыка соединена со словом, особенно в русском репертуаре. Текст — выразитель музыки.

В «Геликон-опере» очень хорошие голоса, но печаль в том, что их обладатели «не дают мысли», будто бы заблудились в нотах. Певцы часто находятся во власти технических моментов: как бы взять звук повыше, пониже. Кстати, так обстоит дело во многих наших театрах. В России фактически исчезает вокальная школа. Есть опасность, что русское вокальное искусство может со временем раствориться среди искусств других стран…

— Будем надеяться, что вы этому воспрепятствуете. Какими еще сочинениями будете дирижировать в Москве?

— В следующем сезоне хотим показать публике оперу «Любовь трех королей» Итало Монтемецци. Это абсолютно не известное в Москве сочинение. Я его ставил в 1998 году в Брегенце. Дальше, надеюсь, последует «Кармен» Бизе и «Золотой петушок» Римского-Корсакова. О других операх пока говорить, наверное, рановато.

— С Большим симфоническим оркестром имени Чайковского в этом сезоне вы представите масштабные проекты, посвященные творчеству Бетховена, 145-летию со дня рождения Рахманинова, продолжите цикл «Письма к тебе…», где расскажете о Чайковском. Это магистральные идеи вашей творческой практики?

И они год от года сохраняются. Мы столько городов и стран объездили, столько уже записали, что некоторые сочинения нужно вспоминать, в некоторых — оттачивать исполнение. Конечно, меня привлекают поездки в российские города. Там больше духовности, чем, например, в Москве или Санкт-Петербурге. Казалось бы, люди оторваны от консерваторий и филармоний, а происходит чудо: концертные залы переполнены. Сейчас Россия задышала, хотя после распада Советского Союза ощущался провал. У взрослых и молодежи растет интерес к классической музыке год от года.

— Мало кто из дирижеров вашего уровня проводит открытые репетиции для детей, а вы этим регулярно занимаетесь.

— Мне это интересно. Школьники часто спрашивают, как стать дирижером, как руководить оркестром, как перестать волноваться накануне концерта. Однажды меня спросили, о чем я думаю, когда уже вышел на сцену, вокруг все молчат, а оркестр должен начать играть. Сложный такой вопрос.

Я задумался, а потом понял, что всегда прошу благословения у Бога. В моем левом кармане лежит небольшая деревянная иконка, принадлежавшая Николаю Голованову (дирижер, народный артист СССР. — «Известия»). Николай Семенович ее тоже клал в левый карман. Молюсь, и мы начинаем. И так концерт за концертом, день за днем, год за годом…

Справка «Известий»

В 1974 году Владимир Федосеев стал главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения (ныне Большой симфонический оркестр имени Чайковского), которым руководит по сей день. С марта 2017-го — музыкальный руководитель и главный приглашенный дирижер Московского музыкального театра «Геликон-опера». 

Читайте также
Прямой эфир