От века кавалергарды
В 12 часов дня в субботу состоялся последний в этом сезоне развод пешего и конного караула на Соборной площади Московского Кремля. Следующий пройдет не ранее апреля — точные сроки будут известны ближе к этой дате исходя из погодных условий. Портал iz.ru решил вспомнить о том, как родилась эта яркая церемония и, вообще, кто охранял и охраняет сердце нашей страны Кремль.
Стрельцы и кавалергардия
Церемония развода кремлевского караула — это скорее стилизация, нежели старинная традиция. Ей всего тринадцать лет. Но в ней нашли отражение многие моменты богатой русской военной истории и ритуалов, принятых в прошлые эпохи. Впрочем, обо всем по порядку.
Кремль изначально был не замком, а крепостью, то есть в нем жили не только правители и их приближенные, но и простые горожане. И, естественно, стены охранялись войсковым гарнизоном. Однако Москва росла, и функции Кремля стали меняться. Происходило это постепенно, но уже в конце XV столетия, когда Москва стала столицей независимой Руси, можно говорить о том, что Кремль и формировавшаяся Соборная площадь с Грановитой палатой становятся местом представительским, визитной карточкой новой страны. И именно ко времени Ивана III относятся первые упоминания о специальной церемонии развода кремлевской стражи.
Первым же конкретным письменным свидетельством о существовании подобных воинских ритуалов стало Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 года, в котором были сформулированы нормы русского придворного церемониала, в том числе предусматривавшие развод караулов дворцовых стрельцов.
Первое настоящее церемониальное подразделение в Русской армии официально появилось 30 марта 1724 года, и было оно сформировано Петром Первым в честь коронации его супруги императрицы Екатерины. Называлось оно на европейский манер кавалергардия. Это была отдельная рота (60 человек) специально отобранных рослых и представительных обер-офицеров, для которых была пошита особая нарядная форма, изготовлены серебряные трубы и литавры. Сам государь стал капитаном этого подразделения, офицерами же в роте были генералы и полковники. Задумывалось это как разовая акция к конкретному мероприятию, и через два месяца рота была распущена, однако, вступив на престол, Екатерина восстановила кавалергардию, сама став ее капитаном. Впоследствии Кавалергардский полк вошел в состав Конной гвардии, которая и взяла на себя почетные караульные функции при императорском дворе.
Латышские стрелки и кремлевские снайперы
Революция не только разрушила устоявшиеся ритуалы, но и вернула правительство в Москву, где сразу встал вопрос о его безопасности. В Кремле была сформирована специальная команда из латышских стрелков, которые и взяли на себя охрану старой резиденции новой власти. Своим большевики, видимо, не слишком доверяли. Уже много позже охрану Кремля передали сформированным здесь Первым Московским пулеметным курсам РККА, а в 1935 году был сформирован специальный батальон, а потом и полк специального назначения НКВД СССР. Соответственно, подразделение было выведено из подчинения Наркомата обороны и переведено в ведомство НКВД.
Во время Финской войны более 150 его бойцов были командированы на фронт, а в годы Великой Отечественной их количество многократно возросло. Из «кремлевцев» были сформированы четыре специальные команды снайперов, которые уничтожили более 1200 врагов. Не легче приходилось и тем, кто оставался в Кремле. Бойцы постоянно дежурили на стенах, поддерживали маскировку, охраняли подступы и ворота, поддерживали связь. Командный пункт полка с июня по сентябрь 1941 года находился в помещении звонницы колокольни Ивана Великого, а узел связи разместился внутри Царь-колокола. Зенитные пулеметы были установлены на машины и перемещались по Кремлю, дабы осложнить противнику узнавание цели. На реке был наведен ложный мост, все узнаваемые с воздуха объекты были укрыты специальными сетями.
После войны охранные функции с полка сняты не были, хотя они и изменились, когда Кремль стал доступным для посещения граждан. Служба становилась более почетной и представительской, форма — парадной, а автоматы и пулеметы были заменены на специальные самозарядные карабины системы Симонова. В полку появилась мотоциклетная рота для сопровождения глав государств, позже переименованная в почетный эскорт. В 1973 году полк официально стал называться Кремлевским, а через три года в нем появилась специальная рота почетного караула.
В 1993 году пост у мавзолея упразднили, но с 12 декабря 1997 года пост № 1 был возобновлен у могилы Неизвестного солдата возле Кремлевской стены.
Друзья-соперники
Мало кто знает, что у «кремлевцев» есть конкуренты — 154-й отдельный Преображенский комендантский полк. Их часто путают. Это давняя история, уходящая корнями в межведомственные склоки советской эпохи. Дело в том, что первое подразделение почетного караула было сформировано еще в годы войны, для встречи высоких гостей во время Ялтинской конференции. Оно подчинялось НКВД и лично Лаврентию Берии. После смерти вождя народов и расстрела Берии подразделение перешло в подчинение Министерства обороны, возглавляемое маршалом Жуковым. Подчинялось оно коменданту московского гарнизона и было переформировано в полк. В 1960-е годы для него была разработана специальная форма, в том числе летная и морская — мы видим ее во время парадов. При полке есть оркестр, рота почетного караула и даже три БРДМ-2 для транспортировки орудийных лафетов при торжественных похоронах. Полк базируется в Лефортовских казармах и по сей день подчинен Министерству обороны. Командует им полковник Стреха. С 2013 года 154-й полк именуется «Преображенский» в честь знаменитого Лейб-гвардейского полка.
Так вот, в аэропортах почетных гостей встречают преображенцы. Они же обеспечивают парады, церемонии открытий памятников и прочие мероприятия. А на посту № 1 стоят «кремлевцы», которые после упразднения КГБ подчинены ФСО. Официально с 1993 года он именуется Президентским полком ГУ ФСО и командует им генерал-майор Галкин. Это же подразделение осуществляет все охранные и представительские функции внутри Кремля, в том числе в Большом Кремлевском дворце. У этого полка есть и своя специальная форма, совершенно непохожая на армейскую, с киверами, цветными обшлагами и аксельбантами. Этот сложный «гибрид», стилизованный под форму эпохи наполеоновских войн, был создан еще в 1912 году к столетию Бородинской битвы, а востребован оказался лишь в наши дни. Хотя и в сильно доработанном виде.
С экрана в Кремль
А откуда же в Кремле кавалерия? Это отдельная история. В СССР существовал 11-й отдельный кавалерийский полк, созданный в 1962 году по инициативе… кинорежиссера Сергея Бондарчука. Он тогда собирался снимать «Войну и мир» и столкнулся с тем, что в массовых конных батальных сценах участвовать некому — всю кавалерию расформировали. В МО пошли навстречу.
До начала 1990-х годов офицерскую зарплату, овес и амуницию оплачивал «Мосфильм». Но перестройка внесла свои коррективы, и полк был сокращен в десять раз — до 457 сабель и 124 лошадей. То есть стал, если судить по-кавалерийски, эскадроном. А в 2002 году во время реформы Минобороны его вообще решили расформировать. На защиту встала общественность, в том числе Геннадий Селезнев и Никита Михалков. В итоге Владимир Путин приказал полк расформировать, но на его базе образовать кавалерийский почетный эскорт в составе Президентского полка. Таким образом, был спасен парк лошадей и востребованы уникальные специалисты-берейторы, а в Кремле появилась новая красивая традиция — развод конного караула.
За образец формы кавалеристов взят драгунский мундир. Его сочли наиболее удобным. Кавалерийская амуниция польская. Костюмы пошиты в Коломне, кивера — в Санкт-Петербурге. А парадные, с вензелями шашки (кстати, образца 1881 года) делают мастера из Златоуста по специальному заказу Президентского полка.
Своими корнями кавалерийский почетный эскорт уходит в начало XIX столетия, когда был создан собственный его императорского величества конвой. Случилось это в 1811 году, так император Александр отблагодарил казаков лейб-гвардейцев, которые в битве под Лейпцигом разгромили французских кирасир, чем спасли государя от гибели или плена. Ядром конвоя стала Черноморская сотня лейб-гвардии Казачьего полка. Кроме казаков служили в полку ногайцы, черкесы, грузины, крымские татары. Всадники конвоя были знамениты своими навыками в джигитовке, они не раз поражали лихостью иностранных гостей. Нынешний эскорт больше сосредоточен на мастерстве выездки, хотя лихо скакать и владеть холодным оружием бойцы тоже умеют.