Фильм-сказка «Последний богатырь» уверенно лидирует в российском прокате. Возможно, это начало важной тенденции. Ведь в 1990-х и начале нулевых годов сказок в российском кинематографе не было. Мы знаем примеры анимации, которая транслирует образы героев русского фольклора, но именно игровых фильмов — нет. А ведь сказки — это наше культурное наследие, на котором мы все выросли.
Впервые мы задумались об этом противоречии 10 лет назад. Поэтому первый фильм, который мы сделали в России — сказочная «Книга мастеров» (2009). Помимо новых персонажей, там были и классические фольклорные герои: например, Гоша Куценко сыграл Кощея Бессмертного, а Екатерина Вилкова — русалку. Зрители оценили эксперимент: картина в течение двух недель лидировала в российском прокате.
Хотя тогда многие не верили в успех — в том числе из-за жанра «семейное кино». Когда мы открывали офис в России, семейных картин в кинотеатрах практически не было. Киносети отказывались работать с фильмами этого жанра и ориентировались в большей степени на подростковую, молодежную аудиторию. Теперь же ситуация поменялась на противоположную: самое кассовое кино адресовано именно семейной аудитории, причем по всему миру, а не только в России. Все крупные киностудии находятся в активном поиске новых сюжетов и идей. Так почему бы не обратиться к русским народным сказкам? В этом смысле народные сказки имеют просто огромный потенциал.
Конечно, правильно воплотить любимых героев и знакомые с детства сюжетные линии на экране — задача не такая простая. Да, старые сказки до сих пор любимы зрителем, многие пересматривают по телевизору хрестоматийные ленты Александра Роу, но в кино люди хотят видеть современный впечатляющий продукт. Мир сильно изменился: теперь используются цифровые технологии, сложные спецэффекты, поменялся даже ритм картин — то, что раньше увлекало, сегодня кажется затянутым. Поэтому для создания успешной картины требуются серьезные бюджеты и, главное, понимание потребностей современной аудитории.
Создавая «Последнего богатыря», мы постарались придумать универсальную историю, понятную и близкую зрителю XXI века. Мы работали над проектом с нашими партнерами, компанией Yellow Black and White, в течение трех лет. Мы пошли на эксперимент. Мы решили объединить русские сказки с традициями историй Disney. Поэтому зрители увидели любимых с детства героев совершенно по-новому. Например, там нет однозначно плохих или хороших персонажей: каждый из них оказывается перед непростым выбором. Есть в картине и неожиданные сюжетные повороты, ведь сегодня зрителя в кино нужно постоянно удивлять.
В первую очередь «Последний богатырь» — картина для российского зрителя. Но при этом у героев русских сказок есть все шансы стать интересными для широкой международной аудитории. Аналоги Кощея и Бабы Яги существуют во многих европейских эпосах и национальных культурах. «Последнего богатыря» уже купили в Китае — там тоже заинтересовались русскими народными сказками.
История интересна всем, если рассказана универсально.
Автор — генеральный директор компании Disney в России и странах СНГ Марина Жигалова-Озкан
Мнение атвора может не совпадать с позицией редакции