Баски хотят стать нацией де-юре
Баски в ближайшие годы не станут по примеру каталонцев устраивать референдум о независимости, а будут добиваться признания их со стороны Мадрида отдельной нацией. К началу 2019 года парламент региона намеревается представить испанским властям согласованную всеми местными партиями и населением новую схему отношений центра с баскскими провинциями. Об этом «Известиям» рассказал официальный представитель крупнейшей местной парламентской силы — Баскской Националистической партии (БНП) — Унай Ларреа. В то же время в баскском правительстве «Известиям» заявили, что от идеи референдума в будущем автономия не отказывается, но плебисцит возможен только в том случае, если Мадрид разрешит его легально.
Испанская автономия, именуемая Страной Басков и объединяющая три провинции, разрабатывает проект соглашения с центром о новом статусе региона, где Мадриду будет предложено официально признать басков отдельной нацией в составе Испании. Уже после этого будет поднят вопрос проведения референдума о независимости.
— Большинство басков отнеслись к происходящему в Каталонии с сочувствием и солидарностью, мы считаем, что у них не было других опций (кроме как пойти на проведение референдума, невзирая на его незаконность. — «Известия»). Но мы не хотим того же в Стране Басков — не хотим полиции на наших улицах и не хотим действовать односторонне. Мы хотим диалога, переговоров и нормальности, — заявил «Известиям» Унай Ларреа. Партия, которую он представляет, контролирует 28 мест в 75-местном парламенте автономии.
По его словам, на протяжении последних двух лет в законодательном органе Страны Басков действует специальная комиссия, занимающаяся разработкой нового механизма взаимодействия автономии с Мадридом. В ее состав входят представители всех пяти парламентских партий. К концу 2018 года комиссия намерена представить свой проект на одобрение всего местного парламента, после чего свое слово скажут баскские избиратели. И лишь после этого, в начале 2019 года, документ представят на обсуждение испанского парламента.
Как и Каталония, Страна Басков в качестве автономии имеет довольно широкие полномочия — собственного президента, свой парламент, собственную систему налогов и полицейские силы, а также большие права в плане применения в СМИ и учебных заведениях баскского языка. Но, как и у Каталонии, у басков есть одна существенная претензия к Мадриду.
— Главная проблема в том, что испанское правительство не признает, что в Испании есть еще две нации — каталонцы и баски. Признание этого не означает автоматической независимости, мы знаем много примеров в мире, когда несколько отдельных наций сосуществуют внутри одного государства, — добавил господин Ларреа.
При этом баски всё же хотели бы иметь право сами решить, с Испанией они или нет, сказала «Известиям» представительница пресс-службы правительства басков Наталия Мартин. По ее словам, официальное признание каталонцев и басков нациями — это лишь первый шаг, и в дальнейшем от идеи референдума о независимости никто не отказывается. Но такой плебисцит должен быть согласован с центральными властями.
— Начало диалога обязательно, равно как и искренняя политическая воля примирить большую часть стремлений испанского, каталонского и баскского обществ. Решение — в согласованном и законном референдуме, как было в Шотландии и Квебеке, — сказала Наталия Мартин.
Во многом сдержанность басков, еще недавно боровшихся за отделение террористическими методами, продиктована тем, что они уже успели набить шишки в своем стремлении к независимости, считает французский эксперт по баскской проблематике Жан Шальвидан.
— Травма, оставленная ЭТА, научила власти Страны Басков быть осторожными. Пример плана Ибаррече (идея 2000-х о свободной ассоциации Страны Басков с Испанией по типу статуса Пуэрто-Рико в США), отвергнутый большинством в испанском парламенте, также стал для них уроком. Пока они наблюдают и извлекают уроки из дерзких выходок и падений каталонских сторонников независимости. Если вдруг Каталония станет независимой, что маловероятно, тогда ничто не удержит Страну Басков, Балеарские острова и Галицию от того же, — пояснил эксперт «Известиям».
Пока, впрочем, за отделение выступает меньшинство басков. По разным опросам, к сторонникам независимости можно отнести не более трети избирателей автономии. Это не без сожаления признают даже в стане БНП — партии, основанной еще в конце XIX века под лозунгом создания независимого государства басков. И поэтому они пока не торопятся с резкими действиями, как каталонцы.
Но и за независимость Каталонии перед референдумом, судя по опросам, также выступала меньшая часть избирателей. А в итоге из тех, кто рискнул и пришел голосовать 1 октября, 92% выступили за независимость. Не столько по причине реальной поддержки идеи отделения, сколько из чувства протеста против нежелания Мадрида дать самим каталонцам право голоса.
По словам Жана Шальвидана, сейчас на кону у Испании — выживание государства, ради которого Мадрид и пошел на довольно жесткие меры. И если в нынешнем противостоянии Мадрида и Барселоны испанское правительство вместо ожидаемых каталонцами уступок пойдет на дальнейшее ужесточение курса (например, введет в действие 155-ю статью Конституции, которая предусматривает фактический перевод всех местных органов под прямое подчинение центру), в полку как каталонских, так и баскских сторонников независимости наверняка прибудет.